10 апреля 2020 15:54

10 апреля 2020 15:54

фото: Наталья Кузьмина

Стимул – эмбарго

Руководство ОАО «РЖД» приняло решение о формировании технологии отправления морепродуктов по графику движения контейнерного поезда «Транссиб за 7 суток». Рефрижераторный поезд, курсирующий со скоростью пассажирского, сможет доставлять рыбную продукцию от Владивостока до Москвы всего за неделю. Проект реализуется при участии ОАО «Рефсервис» и ОАО «ТрансКонтейнер». Об этом сообщил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко на IX Международном конгрессе рыбаков, прошедшем на днях во Владивостоке.
Руководство ОАО «РЖД» приняло решение о формировании технологии отправления морепродуктов по графику движения контейнерного поезда «Транссиб за 7 суток». Рефрижераторный поезд, курсирующий со скоростью пассажирского, сможет доставлять рыбную продукцию от Владивостока до Москвы всего за неделю. Проект реализуется при участии ОАО «Рефсервис» и ОАО «ТрансКонтейнер». Об этом сообщил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко на IX Международном конгрессе рыбаков, прошедшем на днях во Владивостоке.

В России ежегодно вылавливается около 4,2 млн тонн рыбы. При этом 84 % всех морепродуктов, добытых на Дальнем Востоке, отправляется в центральную часть страны железнодорожным транспортом. Поэтому, по словам Михаила Заиченко, эмбарго на ввоз в страну скандинавской рыбы станет стимулом не только для рыбодобывающих компаний, но и для логистов. 

– У нас есть возможность значительно увеличить объемы перевозки рыбной продукции в европейскую часть России, – отметил в своем выступлении Михаил Заиченко. – Так, за семь месяцев 2014 года только в «холодных» рефрижераторных поездах отправлено 79 тыс. тонн рыбы, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2013 года. Но пока потенциал данных перевозок используется грузоотправителями только на 6 %. 

Железнодорожники предлагают различные варианты по усовершенствованию отправок рыбы. Например, изучается возможность включения в ускоренные контейнерные маршруты специализированного подвижного состава с рыбой. 

– В тех случаях, когда не хватит обычных контейнеров, будут ставиться изотермические, – сказал Михаил Михайлович. – Но для этого необходимо внести изменения в Прейскурант 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые «Российскими железными дорогами» в части тарификации. 

Хотя возможности отраслевой инфраструктуры позволяют ежегодно перевозить на запад графиковыми маршрутами 1,4 млн тонн свежемороженых морепродуктов. Для этого есть и технический потенциал. В настоящее время на сети эксплуатируется около 21 тыс. изотермических вагонов, в том числе 6,3 тыс. в составе рефрижераторных секций и 13 тыс. вагонов-термосов. 

Еще один вопрос, поднятый на конгрессе, касался транспортной составляющей. Нынешние тарифы не только вызывают недовольство со стороны грузоотправителей, но и тормозят доставку рыбы в другие регионы. По мнению заместителя министра сельского хозяйства – главы Росрыболовства Ильи Шестакова, основная проблема связана с логистикой железнодорожного транспорта и приоритетностью доставок рефрижераторными поездами морепродуктов с Дальнего Востока. 

– Агентство направило в правительство варианты по субсидированию тарифа на перевозку рыбы, – отметил Илья Шестаков. – Причем предложено рассмотреть возможность дотаций только при доставке тихоокеанской сельди: транспортные затраты составляют до 35 % от ее стоимости. Вкупе с другими решениями нам удастся не допустить дефицита рыбной продукции. 

Одна из важнейших задач, по словам главы Росрыболовства, сегодня заключается в том, чтобы уйти от статуса экспортера рыбного сырья, нарастить долю продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре поставок за рубеж и увеличить отправки морепродуктов на российский внутренний рынок. 

– И первый шаг уже сделан. В ходе конгресса мы провели совещание с крупными компаниями, отвечающими за транспортировку рыбы, ключевыми отраслевыми объединениями. И получили поддержку большинства предложений, – подвел итог форума Илья Шестаков.

Наталья Кузьмина