25 сентября 2020 12:59

25 сентября 2020 12:59

фото: архив «ДВМ»

Вопрос – ответ

На страницах нашей газеты мы продолжаем вести традиционную рубрику вопросов и ответов. Это не коллективные вопросы, люди описывают частные случаи. Любой человек может попасть в подобные ситуации, выход из них поможет найти наша рубрика. Железнодорожников по-прежнему волнуют льготы по оплате детского сада, помощь в приобретении жилья, компенсация проезда к месту отдыха. И, конечно, актуальной остается тема охраны труда.


Наказать или обуть

К выполнению требований охраны труда на предприятиях Дальневосточной железной дороги относятся серьезно и сотрудники, и руководители. Однако в процессе работы возникают вопросы, требующие компетентных ответов. 

Одними из самых опасных в отрасли считаются профессии электромеханика и электромонтера связи. Для них разработаны основные положения и требования охраны труда.

В положении указано, что к работе можно приступать только в спецодежде. Экипировке уделяется особое внимание. Нарушение требований влечет за собой ряд наказаний, таких как отстранение от работы, лишение предупредительного талона и другие. 

За разъяснением степени своей вины и наказания за выполнение трудовых обязанностей без соответствующих средств индивидуальной защиты в дорпрофжел обратился электромеханик. Во время внеплановой проверки охраны труда за нахождение на рабочем месте в личных тапочках и без носков его лишили предупредительного талона. Железнодорожник интересуется: правомерно ли это, если вышеозначенные средства индивидуальной защиты ему не выдавали?

– В этом случае действия инженера по охране труда неправомерны. Электромеханика, не обеспеченного спецобувью, не должны были вообще допускать к работе. Но если это было выявлено в процессе работы, его необходимо было немедленно отстранить, – разобрался в ситуации главный технический инспектор труда дорпрофжела Владимир Кульков. 

Другой вопрос, когда работник полностью экипирован, но  сомневается, где и в каких помещениях он обязан ходить в полной амуниции.

Туалетные комнаты находятся в цехе. Возможно ли их посещение без касок или каскеток? – такой вопрос интересует железнодорожников. 

– Если правилами и инструкциями по охране труда на предприятии предусмотрено нахождение в цехе в касках или каскетках, то куда бы вы ни шли по территории цеха, ношение их обязательно, – разъяснил Владимир Кульков.

Справка
В 2013 году количество рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, снизилось с 49 % до 45 %. 
В 2011 году этот показатель составлял 63 %.

На фото: Железнодорожник может приступать к работе только при наличии полной экипировки



Компенсация проезда

Лето – горячая пора отпусков

Маршрут своего путешествия и способ передвижения лучше продумывать заранее

Летом актуальными становятся вопросы, касающиеся отпусков. Самые распространенные среди них – соблюдение графика и оплата проезда. 

С начала мая железнодорожники начинают собираться в дорогу. Многие заранее запланировали свой отпуск, тщательно продумали маршрут. Но порой их планы оказываются под угрозой срыва. 

Например, начальник не подписывает приказ на отпуск в связи с тем, что не назначен человек на замещение.

– Руководитель не имеет права не подписывать приказ на отпуск согласно графику по этой причине. Подобные действия являются грубым нарушением трудового законодательства Российской Федерации, – успокаивает главный правовой инспектор труда дорпрофжела Александр Лысенко.

Из года в год не перестают поступать вопросы по использованию так называемой северной льготы. Ситуация следующая. Человек добирается до Кишинева из Хабаровска через Москву. При этом покупает авиабилеты Хабаровск – Москва – Хабаровск (26 тыс. рублей) и Москва – Кишинев – Москва (16 тыс. рублей). 

Согласно п. 4.2.4 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы, проезд за пределы Российской Федерации компенсируется в размере не более 10 тыс. рублей в обе стороны. Значит ли это, что железнодорожнику оплатят полную стоимость авиабилетов в обе стороны от Хабаровска до Москвы и частично – от Москвы до Кишинева?

В этом случае компенсируется только один из маршрутов. Человеку надо определиться, что для него выгоднее: полная оплата маршрута до Москвы и обратно или частичная компенсация до Кишинева. 

Тем же, кто решил путешествовать на личном автотранспорте, надо иметь в виду, что компенсация проезда на морском судне (к примеру, на пароме от Сахалина до порта Ванино) возможна только для человека, но не для его автомобиля. Тем более коллективным договором не предусмотрена оплата дизельного топлива.


Социальная политика

Железнодорожники оплачивают путевки в летние лагеря частично

Железнодорожная отрасль является социально направленной. У сотрудников никогда не возникало вопросов с устройством детей в детский сад и его оплатой. Им помогают приобретать жилье. 

И сегодня каждый работодатель обеспечивает своим сотрудникам социальные гарантии. Так, в соответствии с Положением от 14.04.2014 № 904р многодетные матери, имеющие трех и более детей, могут рассчитывать на льготную оплату детского сада. 

– Если дошкольное учреждение посещает один ребенок из многодетной семьи, размер родительской платы составит 10 % от общей суммы, если двое – 5 % за каждого ребенка, – рассказала заведующая отделом социальной сферы дорпрофжела Татьяна Ляпина. 

За путевку в детский оздоровительный лагерь многодетная семья заплатит всего 5 % от ее стоимости. 

Кроме того, при уходе в очередной отпуск всем рабочим, имеющим с 1 по 4 разряд, положена материальная помощь в размере 4600 рублей. 

А корпоративной поддержкой на приобретение жилья могут воспользоваться железнодорожники, должности которых включены в «Перечень дефицитных и востребованных профессий и должностей работников, которые, при наличии оснований, с 1 января 2011 года могут быть поставлены на учет для оказания корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилых помещений в собственность». Уточнить, какие именно это профессии, можно в отделе корпоративной жилищной политики.
Инна Хламова