фото: Виталий Калашников

Мысль сильнее автокрана

Рационализаторы просчитали, как можно обойтись без техники, привлечение которой обходилось во многие сотни рублей за час работы

Схожим образом оптимизировать два крупных производственных процесса удалось Мысовской дистанции электроснабжения. Оригинальные приспособления, разработанные энергетиками, оказались во многом эффективнее специализированной техники.
На Мысовской тяговой подстанции установлено 40 разъединителей РЛНД-220кВ. Планово-предупредительный ремонт этого оборудования энергетиками проводится раз в четыре года. Процесс не скорый: на замену одного разъединителя, согласно технологии производства работ, в общей сложности затрачивается порядка 32,5 человеко-часа.

К тому же высота, на которой производится ремонт, составляет порядка семи метров. Замена деталей разъединителя в таких условиях затруднена, поэтому для успешного выполнения поставленной задачи энергетикам приходилось привлекать автомобильный кран.

– Стоимость часа его работы составляет порядка 825 руб., – говорит автор проекта главный инженер Мысовской дистанции электроснабжения Олег Трифонов. – Продолжительность и частота работ оборачиваются весьма ощутимыми затратами. Поэтому я предложил внедрить в процесс ремонта специальное устройство, которое бы позволило обойтись без привлечения подъёмного крана.

Приспособление под эти цели энергетики разработали самостоятельно. Блочная конструкция, выполненная в форме буквы «Г», получила название «Гусак». Его применение сократило временные затраты на замену оборудования на треть. Вкупе с экономией на автокранной технике дистанции удалось добиться экономического эффекта в 222 тыс. руб.

Значительные дивиденды дистанции принесло и устройство, разработанное энергетиками Алексеем Ипатовым и Сергеем Бобылёвым для перевода жёсткой поперечины контактной сети со старой опоры на новую железобетонную стойку.

Работу по выявлению дефектных опор энергетики ведут на постоянной основе. Доля ригельных стоек, соединённых между собой поперечиной, составляет не менее 15% от общего числа обновляемых. Их замена проходит в несколько этапов. Сначала проводится установка железобетонной стойки и её фиксация, а затем – перевод жёсткой поперечины на вновь установленную опору.

Но перемещать ригель энергетики предложили не с помощью крана, а благодаря специальному устройству – соединительной конструкции, которая, словно рельсы, связывает между собой старую и новую опоры. Со стороны новой стойки устанавливается металлическая призма, она выполняет роль упора для ручной лебёдки. Это даёт возможность без сверхусилий перевести поперечину, которая возвышается над путями, на новое основание.

– При использовании предлагаемого устройства работу автокрана можно исключить, при этом экономический эффект от экономии авточасов составит более 172 тыс. руб., – поясняет Олег Трифонов.

Добавим, что в общей сложности за последний год в Мысовской дистанции электроснабжения внедрено 36 рационализаторских предложений, а суммарный экономический эффект от привлечения творческой производственной мысли превысил 431 тыс. руб.
Виталий Калашников
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/