фото: Фото автора и из архива музея депо

Помнить о подвиге

В Слюдянке не теряют надежды создать музей железнодорожников – участников войны

В годы Великой Отечественной войны в небольшом городке, что на берегу Байкала, было мобилизовано более трёх тысяч жителей. Немало среди них было работников ВСЖД.

Место для будущего музея, где можно было бы объединить исторические материалы о работниках Слюдянского узла, воевавших на фронтах и ковавших Победу в тылу, краеведы высмотрели давно. Это водонапорная башня, которая является памятником железнодорожного строительства.

Сооружение находится рядом с железнодорожным клубом, где во время войны располагался госпиталь для тяжелораненых. И здесь же несколько лет назад работники Восточно-Сибирской магистрали установили на постамент паровоз «Лебедянку», свидетеля того самого времени, когда страна поднималась из разрухи после Великой Отечественной войны.

Идею создать мемориальный комплекс, чтобы отдать тем самым дань памяти и уважения слюдянцам-железнодорожникам, высказывали не раз местные краеведы. Такого же мнения придерживается и учитель школы-интерната № 23 ОАО «РЖД» на станции Слюдянка, депутат городской Думы Александр Быковский. Материалов для будущего хранилища истории в городе накопилось в достатке, большая часть его собрана и хранится в музее локомотивного депо Слюдянка.

Этот музей гости города считают краеведческим, не вдаваясь в тонкости его корпоративной принадлежности. И всё потому, что собранная в его стенах история выходит далеко за пределы одного предприятия.

Мемориальный комплекс может стать центральным местом в Слюдянке, поддерживает идею также историк-краевед, смотритель музея локомотивного депо Валерий Махно. Ведь своим появлением город обязан железной дороге: рабочий посёлок появился здесь во времена строительства Транссиба, и сегодня её предприятия – градообразующие.

– Работники локомотивного депо внесли свой вклад в Победу, – предлагает познакомиться с экспозициями деповского музея Валерий Махно. – И память о них жива в сердцах тех, кто трудится на предприятии сейчас, в том числе внуков, правнуков, которые пошли по стопам родителей, выбравших в свою очередь профессию отцов.

Знают эту славную историю и школьники – они частые гости музея. Множество фактов могут перечислить наизусть. Потому что их приводит в пример историк-краевед Махно, рассказывая о жизни депо в годы военного времени.

23 июня 1941 года, на следующий день после объявления о нападении на Советский Союз немецких войск, на митинге комсомолец машинист Николай Лопато сообщил, что его бригада берёт на себя обязательства трудиться по лунинскому методу, то есть взять часть ремонта своего паровоза на себя и тем самым освободить рабочую силу для других цехов.

В армию были призваны многие квалифицированные специалисты, на место которых приходили вчерашние мальчишки и девчонки. Трудились по 12 часов и без выходных. В начале войны машинисты И.Н. Курамов и А.К. Плотницкий со своими бригадами на паровозе были командированы для работы на участке Москва – Ленинград. Сибиряки перевозили воинские эшелоны и санитарнные поезда.

Во время Сталинградской битвы слюдянцы опять не остались в стороне и командировали на фронт восемь паровозных бригад. В их составе были, как представлено на музейном стенде, И.Н. Курамов, В.В. Торбин, В.Ф. Кондраков, помощник машиниста Ф. Кулагин.

В сентябре первого года войны слюдянские женщины объявили о сборе тёплых вещей для фронтовиков. Деповчане в числе первых откликнулись на призыв. Приносили полушубки, шапки, шерстяные носки. В итоге набралось 727 тёплых вещей.

Стало не хватать запчастей. Чтобы выйти из положения, в 1942 году был построен литейных цех. Вскоре его продукция шла на пополнение технического фонда Восточно-Сибирской дороги. Мастером цеха работал П. Михайлин, технологом – Б. Бабашев, литейщиком – Б. Бадейкин, формовщицей – В. Мастерских и другие. В феврале 1942 года с Восточно-Сибирской дороги на фронт был отправлен специальный эшелон военно-эксплуатационного отделения, основной задачей которого был ремонт паровозов, выполняющих перевозки воинских эшелонов. В составе этого отделения находились семь человек из слюдянского депо: Д.А. Циммерман, И. Павлов, И. Симонов, Д. Вилков, К.М. Макушин, Васильевы Валентин Алексеевич и Галина Дмитриевна.

На предприятии начинают изготавливать детали для пулемётов и огнемётов. Руководит бригадой С.А. Циммерман. В 1944 году здесь возьмутся за восстановление паровозов, повреждённых на фронтовых дорогах. Продолжали ударно, можно сказать, по-фронтовому трудиться женские паровозные бригады, одна из них была создана в депо ещё до войны машинистом В.П. Александровой.

Депо Слюдянка гордится своими героями – участниками Великой Отечественной войны, рассказывает Валерий Махно, сопровождая меня от одной экспозиции музея к другой. Герой Советского Союза Григорий Ефимович Береснев работал кочегаром в паровозном депо Слюдянка. Погиб смертью храбрых 26 июля 1944 года при форсировании Западной Двины.

Вшивенков Николай Фёдорович. Его родные дважды оплакивали. Первый – когда получили похоронку, и только потом узнали, что жив их близкий человек. И второй раз, в конце войны, пришло извещение о том, что «пропал без вести». Он вернулся домой после дня Победы, пошёл работать слесарем в ремонтные цеха.

– Человеком был скромным, трудолюбивым. И когда его спрашивали, за что получил орден, предлагал поговорить о чём-то хорошем, не связанном с войной, – вспоминает историк-краевед.

По окончании войны деповчане-фронтовики возвращались домой, работать шли на родное предприятие. Среди них немало было представителей железнодорожных династий. Вернулся домой разведчик старший сержант Павел Сергеевич Крысин, награждённый орденом Славы III степени. Стал машинистом. Работал достойно, рассказывает Валерий Махно, добавляя: как фронтовик.

Находил время бывший воин и на общественную работу. Был частым гостем в школах. Рассказывал, как смог выполнить особое задание командования, за что был награждён правительственной наградой. За один апрельский день четыре раза переплыл холодный Одер, доставляя пакеты с важными донесениями с одного берега на другой.

Несколько десятков фотографий людей, кто воевал на войне, трудился в тылу, хранит музей. Но опять же это только часть материала, который помог бы создать картину того, какой вклад в Победу внесли железнодорожники всего Слюдянского узла.

Подтверждением тому может служить и третья книга Валерия Махно «Хроника трёх столетий. Южный Байкал. 1646–1986 гг. События и люди». Том содержит богатый материал о первых жителях Слюдянки, трудовых династиях и интересных людях региона. Среди них есть, конечно, и железнодорожники, всей родовой прикипевшие к стальной магистрали. Дубасовы, Лучкины, Климовы… Их внуки и правнуки выбрали профессию своих дедов, внёсших свой вклад в Победу.

Лейла Мустафаева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/