05 декабря 2020 06:16

05 декабря 2020 06:16

фото: Сергей Ринчинов

«Цыплят» подсчитают зимой

В Каларском районе все вопросы решаются с оглядкой на северные условия

На красочном гербе Каларского района Забайкальского края изображён северный олень, бьющий копытом по сундуку с несметными сокровищами. В нижнем поле герба на мгновение застыла стилизованная стайка юрких, проворных соболей…

Резиденция главы Каларского района Юрия Бурея находится в центре старинного села Чара. Из Новой Чары туда можно добраться, преодолев расстояние чуть более 16 км. Асфальт местами обрывается, идут рытвины и колдобины. Это следы ежегодного паводка на реке Чаре, отличающейся буйным, свирепым нравом. На особенно часто размываемом участке автодороги ныне работает хабаровский мостоотряд – воздвигает капитальный железобетонный мост длиной порядка 123 метров. И стоимость его солидная – более 350 млн рублей с учётом ремонта двух километров дороги и укладки нового асфальта.

– С финансированием этого масштабного проекта помогло руководство края, – отмечает Юрий Михайлович, показывая из окна «УАЗа» на массивные опоры строящегося моста. – После ввода в эксплуатацию этого стратегического объекта уже не надо будет беспокоиться о том, что река вновь отрежет нас от железной дороги и вообще от внешнего мира. 

Действительно, других забот и хлопот у главы дальнего горно-таёжного района, находящегося в «пограничье» с Бурятией, Якутией, Иркутской и Амурской областями, хватает.

Так, скажем, лето в этом суровом краю, образно говоря, короче соболиного хвоста – скоро вновь налетит из Чарской пустыни ледяной арктический ветер, потому подготовка к зиме является здесь одной из приоритетных задач. Ныне завершается ремонт котельных и теплотрасс. В ходе недавнего рабочего визита на севера генерального директора СУЭКа Владимира Рашевского руководству района удалось договориться с ним о товарном кредите в пределах 10 тысяч тонн бородинского угля из Красноярского края. Хотя в районе «распечатаны» солидные запасы своего угля – на Апсатском месторождении, но специалисты считают «кощунством» топить котлы ценнейшим коксующимся углём. И по цене это действительно «чёрное золото» – тонна стоит более двух тысяч рублей, когда бородинский – порядка 300 рублей.

Как и повсеместно по БАМу, в поселениях Новочарское и Икабьинское удручающе много граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье – более 1300 человек. На переселение из ветхого жилья в зоне БАМа пока нет финансирования. А вот на переселение из аварийного жилья запланировано 80 мл, но когда придут эти деньги по сложной, громоздкой схеме: федерация – край – район, не сможет сказать никто, даже эвенкийские шаманы, имеющие прямую связь с космосом…

Основная печаль и тревога главы района – это вопрос открытия контейнерной площадки на станции Икабья. Здесь, похоже, в длинной череде увязок и согласований с различными инстанциями забрезжил, наконец, некий просвет – на прошение каларцев недавно наложена разрешающая виза старшего вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощёка.

К слову, касаясь взаимоотношений с железнодорожниками, Юрий Михайлович подчёркивает, что они выстроены в духе партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества. Руководство железной дороги всегда идёт навстречу просьбам и пожеланиям каларцев, и они это высоко ценят. Так, по станции Куанда будет продлена стоянка «кисловодского» поезда на 7 минут вместо прежних двух. Жители Куанды надеются, что им в перспективе пойдут навстречу и в зимнее расписание внесут изменения – о продлении стоянки до 15 минут.

Глава района планирует встретиться с начальником дороги Василием Фроловым, чтобы попросить содействия в решении весьма сложного вопроса с Дальневосточной дорогой по транспортной схеме Новая Чара – Чита. Сегодня каларцы добираются московским поездом до Тынды и там, чтобы попасть в свой областной центр, вынуждены почти сутки ожидать поезда № 77 Нерюнгри – Новосибирск. На обратном пути поезд № 75 пассажиры вынуждены ждать ещё дольше – 26 часов!

Мой собеседник подчёркивает, что многие вопросы, так или иначе связанные с жизнедеятельностью стальной магистрали, удаётся решать в режиме «онлайн» благодаря чуткому, внимательному отношению к проблемам каларцев руководства Северобайкальского региона ВСЖД. И здесь, наверное, не последнюю роль играет то обстоятельство, что они общаются «на одном языке»: более 20 лет Юрий Бурей отработал на железнодорожном транспорте, прошёл путь от слесаря по ремонту подвижного состава до главного инженера локомотивного депо Новая Чара. В ноябре 2004 года избран председателем районного Собрания представителей Каларского района, а с марта 2011 года в должности главы района.

Он со знанием дела говорит о необходимости реконструкции станции продольного типа Новая Чара – угледобытчики Апсата уже вышли на годовую добычу в объёме 500 тысяч тонн. Так что если не реконструировать, то вся станция вскоре может встать колом. И ещё нужно учитывать, что вообще у них в плане на будущее ежегодная добыча 3 млн тонн. В этом случае ну никак не обойтись без железнодорожной ветки от месторождения до станции Кемен.

Сегодня у руководства района дел невпроворот. Да ещё в кабинет к главе с недавних пор зачастили политтехнологи и пиарщики, продвигающие своих реальных и «технических» кандидатов. Скоро выборы в Заксобрание Забайкальского края. А уж обещанных сладкоречивыми гостями ядрёных, жирных «цыплят» каларцы будут считать зимой, в привычные 50-градусные морозы.

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31