24 февраля 2021 20:58

24 февраля 2021 20:58

Кто отлучает от электричек жителей северных районов

Как региональные власти завязали в один клубок два и без того непростых вопроса – организацию пригородного пассажирского сообщения и безопасность пассажиров.

Как региональные власти завязали в один клубок два и без того непростых вопроса – организацию пригородного пассажирского сообщения и безопасность пассажиров.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»

В последнее время СМИ достаточно много пишут о грядущем подорожании проезда в плацкартных вагонах поездов дальнего следования и возможной отмене льгот для студентов.

Понятно, что радости это у людей не вызывает, более того, может привести к серьёзным недовольствам, как и отмена электричек в ряде регионов. Весь негатив, возникающий в этой связи, направляется на ОАО «РЖД», хотя логичнее переадресовать поставленные вопросы в Минфин, Минэкономразвития и региональным властям. Ведь в данном случае речь идёт о сегменте пассажирских перевозок, дотируемом государством.

Раньше, в системе МПС, когда убытки от социальных перевозок покрывались за счёт прибыли от грузовых перевозок, такой проблемы не было. Народ у нас, конечно, привык к этому. Теперь «общего котла» нет, и, чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации. К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так, в бюджетном плане на 2013 год определён общий объём субсидий – 38,5 млрд руб. Эти средства предусмотрены на «компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием».

Это существенная сумма, но она не соответствует расчётам, утверждённым государством. Субсидии необходимы на трёх направлениях: пригородных перевозках, плацкарте и льготах для школьников и студентов.

В прошлом году на субсидирование пригорода было выделено 25 млрд руб., потребность этого года не меньше. Далее – 3,6 млрд руб. необходимо для поддержания 50-процентной льготы учащимся, а на дотирование регулируемого сегмента дальних перевозок (плацкарт), по расчётам Федеральной пассажирской компании, нужно ещё не менее 36 млрд руб.

Считаем: не хватает более 26 млрд руб!

Таким образом, социальная нагрузка переносится на плечи железнодорожников. Мы этой ответственности не избегаем, и ОАО «РЖД» полностью выполняет свои обязательства, например, по обновлению вагонного парка электропоездов и вокзального хозяйства. Но, в связи с продажей высокодоходных активов, у нас всё меньше и меньше финансовых возможностей для этого. Мы работаем в рыночных условиях, решение государственных социальных задач, в общем-то, не является сферой ответственности коммерческих компаний. Как госкомпания мы выполняем соответствующий государственный заказ на перевозки, но как бизнес-структура, работающая в рыночных условиях, мы отвечаем перед государством и за финансовый результат своей деятельности.

Для сокращения дефицита ОАО «ФПК» будет вынуждено отменить около 235 поездов, причём часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!

Под угрозу увольнения попадёт около 3 тыс. железнодорожников по всей России. И, конечно, придётся значительно сократить программы ремонта и обновления подвижного состава...

Не говорю уже про то, что удорожание билетов в социально значимом сегменте железнодорожных перевозок может привести к определённой напряжённости в обществе. Мы эту позицию активно транслируем в соответствующие правительственные структуры. Посмотрим, каким будет окончательный бюджет, тогда и станем принимать решения и публично их разъяснять.

(Опубликовано в блоге

президента компании:

http://v.yakunin.livejournal.com)

Тем временем

Минэкономики направило в правительство итоговый вариант концепции развития пригородных пассажирских перевозок до 2025 года. От регионов потребуют детально прописанных пятилетних заказов.

Детальный региональный заказ должен заключаться минимум на пять лет, содержать обязательные техусловия, в том числе прогнозный пассажирооборот, а также требования к подвижному составу. В нём должны быть прописаны принципы установки и изменения тарифов, финансовая ответственность сторон, а также инвестиционные обязательства перевозчика. При этом в тарифе может быть заложена инвестиционная составляющая.

13 ноября, накануне празднования Международного дня пассажира, на Восточно-Сибирской железной дороге была организована пресс-конференция, посвящённая вопросам организации пассажирских перевозок в Республике Бурятия.

Заместитель начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков рассказал об итогах работы по обеспечению пассажирских сообщений в 2012 году и планах ВСЖД по развитию системы в 2013-м.

Объёмы пассажирских перевозок в поездах дальнего следования формирования Восточно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» за 10 месяцев 2012 года составили 2982 тыс. пассажиров. Это выше факта 10 месяцев года 2011-го на 2,2%, или на 64 тыс. пассажиров, заявил Александр Викторович.

Также с начала года пассажиропоток в пригородных поездах на территории Республики Бурятия составил 1 млн человек.

С 2011 года схема работы в пригородном железнодорожном сообщении выглядит так: субъект РФ формирует региональный заказ на транспортное обслуживание населения, пригородная пассажирская компания его выполняет. Она же предоставляет региону экономически обоснованные расчёты своих затрат. Разницу между доступной стоимостью билетов для населения и затратами железнодорожников на организацию социальных перевозок субъект РФ должен возместить из своего бюджета. Обязанность такой компенсации закреплена законодательно.

На практике в 2012 году заказ на перевозки населения от Республики Бурятия существенно уменьшился по сравнению с 2011-м. В целях оптимизации расходов Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики в заявке на транспортное обслуживание сокращаются дни следования, составность и маршруты пригородных поездов.

С 1 сентября 2012 года прекратил курсирование короткосоставный поезд дальнего следования №656/655 сообщением Северобайкальск – Новая Чара. Маршрут нерентабелен и приносит огромные убытки Федеральной пассажирской компании. На его обслуживание за 2011 год с учётом государственного субсидирования Восточно-Сибирский филиал ОАО «ФПК» потратил 45,7 млн руб., а за 7 месяцев 2012 года – уже 94,3 млн руб., ничего при этом не заработав.

В связи с этим у населения возникает всё больше вопросов к региональному правительству. Особенно остро на пресс-конференции прозвучала тема организации перевозок на севере республики. В приёмную ВСЖД обратились более 60 жителей из города Северобайкальска, посёлков Новый Уоян, Северомуйск, Чара, Ангоя, Янчукан. В качестве альтернативы жители предлагают использовать так называемые рабочие поезда, доставляющие строительные материалы и рабочих для производства работ.

Начальник Восточно-Сибирской региональной службы по развитию пассажирских сообщений и развития инфраструктуры Александр Семёнов дал однозначно понять, что использовать хозяйственные поезда для перевозки пассажиров категорически запрещено. Это противоречит действующему российскому законодательству и Правилам технической эксплуатации ОАО «РЖД», на которых построена работа всей железной дороги. Несоблюдение ПТЭ при перевозках в таких поездах может повлечь за собой печальные последствия, несчастные случаи.

Александр Парщиков пояснил, что для снятия напряжённой транспортной ситуации в Северобайкальском регионе ВСЖД совместно с Восточно-Сибирским филиалом ОАО «ФПК» было принято решение добавить общий вагон к составу поезда № 75/76 Нерюнгри – Москва.

Специально для перевозки пассажиров ежедневно курсирует пригородный поезд Северобайкальск – Киренга №5097/6367. Также ежедневно, кроме понедельника, курсирует пригородный поезд Северобайкальск – Новый Уоян №6372/6371.

Оюна Харитонова

Понимаю вас, северяне

Ринат Хабибуллин,

генеральный директор ОАО «Байкальская пригородная пассжирская компания»

В связи с отменой поезда дальнего следования №656/655 сообщением Северобайкальск – Новая Чара по северным районам Бурятии и Забайкалья прокатилась волна возмущения. Пассажиры стали буквально штурмом брать хозяйственные поезда, проезд в которых гражданскому населению запрещён. Но ведь на севере Республики Бурятия организовано и пригородное пассажирское движение. В связи с чем возникли проблемы?

Не так давно наша компания организовала на станции Северобайкальск общественную приёмную. В неё обратились 60 человек. Анкеты, заполненные жителями города и близлежащих населённых пунктов, полны возмущения. И я прекрасно понимаю их чувства. Все социальные объекты: поликлиника, пенсионный фонд, администрация, отделение банка – находятся в Северобайкальске, а добраться туда непросто. На севере Бурятии железная дорога – не только градообразующее предприятие, но и единственный вид транспорта! Кое-где там нет даже автомобильных дорог.

Сейчас в Северобайкальском районе курсируют два пригородных поезда: Северобайкальск – Киренга и Северобайкальск – Новый Уоян. Этого явно недостаточно. Ситуация на сегодняшний день такова, что организатором пассажирского пригородного движения может выступать только государство, в данном случае – субъект РФ Республика Бурятия. Это определено Федеральным законом №184-ФЗ.

Вот и получается, что как человек понять жителей севера я могу, но как руководитель Байкальской ППК сделать ничего не в силах.

Естественно, в такой ситуации жители северных районов стали искать выход. Первое, что пришло на ум – поездки в рабочих поездах. При этом ещё и прикидывали: дело выгодно, ведь платить в таких поездах не нужно…

Но рабочий поезд не предназначен для перевозки пассажиров, провозить население там железная дорога не имеет права. Пригородная компания не может самостоятельно назначить пригородный поезд и возить жителей. Убытки, полученные при перевозке, нам никто не оплатит. Как я уже говорил, нам должен поступить заказ от правительства республики. А на решение о целесообразности включения дополнительных поездов на этом участке в заказ на транспортное обслуживание, вероятно, могут повлиять только местные жители.

Наказов нет, есть наказание

9 ноября в режиме видеоконференции глава администрации Республики Бурятия Вячеслав Наговицын обсудил с главами районов и профильными министрами наказы избирателей северных территорий региона. Как пишут местные средства массовой информации, вопросов животрепещущих было много. Решений принято огромное количество – внятных и серьёзных.

Но осадок остался.

Самой насущной проблемой на севере сегодня является проблема пригородных перевозок: люди элементарно не могут добраться из Кунермы в Северобайкальск или из Новой Чары до Куанды. Однако таких наказов от избирателей почему-то не оказалось в списке у министров.

Может, их в природе нет? И все вопросы по пригородному сообщению – это выдумка железнодорожников?

14 ноября в режиме видеоконференции прошло селекторное совещание руководителей ВСЖД совместно с главами местного самоуправления северных территорий. И местные мэры чуть не криком кричали о том, что республика их бросила, что правительство региона не спешит исполнять решение федеральных властей о компенсации расходов на электрички, а железнодорожники категорически отказываются возить людей в хозяйственных (рабочих) поездах – запрещено законом! Тупик!

ОАО «РЖД» и его филиал ОАО «ФПК» пытаются решить проблему: прицепляют общие вагоны к проходящим поездам. Но это не выход. Это временное решение.

Так почему нет наказов избирателей? Почему в Министерстве транспорта, не смущаясь, могут говорить, что проблем у населения нет, а «своих железнодорожников возите сами»? По крайней мере, совсем не понятно – главы администраций на селекторе рассказывали о том, что пишут письма и в Народный Хурал, и в правительство республики чуть ли не в еженедельном режиме, а чиновники упорно заявляют: проблем нет!

Да, видимо, наказов нет. Есть наказание. Чиновники искусно переводят стрелки на ОАО «РЖД», пытаясь обвинить компанию чуть ли не в шантаже. При этом привычно объясняют: денег в бюджете нет! Но газета «Новая Бурятия» приоткрывает завесу. Оказывается, средства есть… на повышение доплат к пенсиям бывших госслужащих. Ни много ни мало свыше 200 млн руб. найдены на эти цели.

Не хотелось бы думать, что проблему будут решать одни железнодорожники, которые вместе с жителями оказались заложниками ситуации. Думается, что депутаты Народного Хурала в самое ближайшее время обратят пристальное внимание на проблемы в своих округах. И примут решение. В интересах избирателей.

Евгений Михайлович

Заставить систему работать

Александр Старцев,

председатель Дорпрофжела на ВСЖД

По большому счёту железнодорожники играют (и это сегодня прослеживается хотя бы на уровне железнодорожных пассажироперевозок в Байкальском регионе) по правилам, которые установили власти.

Что они предполагают? Вроде бы всем понятную схему: регионы заказывают пассажирские маршруты, железнодорожники в качестве оператора осуществляют их, а центр – в случае обоснованных аргументов на перевозочные затраты – дотирует их. Казалось бы, при безукоризненном выполнении всех обязательств сторон никаких проблем не должно быть.

Но отмена поезда Северобайкальск – Чара из-за внушительных долгов компании, запрет на проезд посторонних лиц в хозяйственных поездах, причём на совершенно законных основаниях, вызвал шквал критики в адрес железнодорожников. Дескать, злодеи лишают нас конституционного права на свободное передвижение.

Между тем наши предприятия не только терпят прямые убытки от сокращения пассажирского перевозочного процесса, но и теряют кадры, например проводников, вагоностроителей. И на этом цепочка от сокращения пассажиропотока не заканчивается. Меньше становится вагонов – меньше требуется металла, значит, страдают работники другой ключевой отрасли. И так далее вплоть до больших и малых предпринимателей.

Нужно заставить систему работать, а значит, действительно, не на словах, а на деле выполнять все обязательства сторон перевозочного процесса. В этом и есть выход из тупика.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30