24 февраля 2021 20:40

24 февраля 2021 20:40

Дорога Николая Великого

Для уроженца Украины БАМ стал второй родиной.<br />
<br />
На судьбу ветерана-бамовца выпало столько объектов, что каждый из них может украсить трудовую биографию любого человека. Сначала Великий строил путь железный и вот уже почти два десятка лет как бригадир Северобайкальской дистанции обслуживает его.<br />

Для уроженца Украины БАМ стал второй родиной.

На судьбу ветерана-бамовца выпало столько объектов, что каждый из них может украсить трудовую биографию любого человека. Сначала Великий строил путь железный и вот уже почти два десятка лет как бригадир Северобайкальской дистанции обслуживает его.

– На БАМ я попал по протекции. – Николай Великий поплотнее садит кепку на голову – ветерок с Байкала в ноябре ещё тот. – Родственники постарались.

Мягкий украинский акцент явственно слышится в его речи несмотря на то, что большая часть жизни прошла на сибирской земле.

– Тётя в ту пору трудилась маляром в СМП-581 треста «Нижнеангарскстрой», дядя – плотником. А я находился в родном Шепетовском районе. После двухлетней службы в танковых войсках хотелось и дальше заниматься серьёзным мужским делом, но на БАМ тогда попасть непросто было. Короче, уже через месяц меня зачислили монтёром пути этого самого строительно-монтажного поезда. Радость била через край, – подтрунивает над собой Великий.

Первым испытанием для молодого транспортного строителя стало строительство обходного пути Байкальского тоннеля. Строительство обхода поручили двум строительно-монтажным поездам – 581 и 582. Каждому по семь с половиной километров.

– Приехал, тайга кругом. Кому повезло, жили в вагончиках, а немало и в обычных палатках. В бригаде – русские, буряты, украинцы, белорусы, казахи. В общем, полный интернационал. Из техники только трелёвочники с лопатой вместо традиционного бульдозера. Путеукладчик на 40-тысячных уклонах работать не мог, а потому и шпалы на себе таскали, и рельсы. Наша бригада шла с Дабана, а со стороны Северобайкальска, с разъезда Тыйский двигался со своими Александр Бондарь, тоже из 581-го поезда. Но ликовали все вместе, это когда соединились западный и восточный участок обхода.

В памяти ветерана и укладка пути в Байкальском тоннеле. После завершения строительства обхода в 1979 году Николай Великий уже поднабрался опыта, и как человеку ответственному, добросовестному, инициативному ему доверили руководить путейской бригадой из 20 с лишним человек.

С СМП-581 бригадир Великий прошёл 16 лет. После Байкальского было четыре Мысовых. И строительство станции Северобайкальск не обошлось без него. А затем последовали станции Нижнеангарск, Северомуйск, Ангаракан, Перевал. Устанавливал опоры контактной сети в Сковородине, Магдагачи, Тохтамыгде.

– Не чурались никакой работы, но когда настали кризисные времена, перешёл бригадиром пути в Северобайкальскую дистанцию, – объясняет свой поворот в жизни Николай Петрович. – К этому времени и жена Лена скончалась, тоже когда-то член женской путейской бригады нашего поезда. Трое дочерей остались на руках.

На новом месте работы, но со столь знакомыми обязанностями Николай Великий не потерялся. На его руке именные часы от начальника ВСЖД, и ещё одни – от президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина – он хранит дома. Авторитет у Великого, как рассказала заместитель начальника по социальным вопросам и кадрам Марина Родионова, соответствует фамилии. Именно к нему на стажировку она чаще всего отправляет молодых специалистов.

Дух бамовского братства и поныне живым огоньком бьётся в груди Николая. Хотя сейчас у него нет даже собственного жилья.

– Пока работал в поезде, – поясняет Николай Петрович, – квартиру мне не давали – боялись, что получу и уйду. А в дистанции пути у меня только технологическое жильё, вчетвером ютимся в однокомнатной. Уйду на пенсию и стану человеком без определённого места жительства. Ехать теперь мне уже некуда, у меня здесь, считай, вся жизнь прошла.

От этих грустных мыслей Николай Великий немного оттаивает лишь на любимой рыбалке, на перекатах говорливой Тыи. Да ещё на спортивных соревнованиях, ведь он завзятый футболист и хоккеист, не раз занимал с командой поезда первые места на бамовских чемпионатах, а сейчас, несмотря на возраст, всё ещё играет в футбол за дистанцию. Сил пока придаёт и любимая работа, но ведь всему есть начало и конец.

Сергей Кез. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30