01 марта 2021 07:11

01 марта 2021 07:11

Зодчий в пути

Сибирский архитектор Елена Григорьева с грустью говорит о 130-м квартале Иркутска.<br />
<br />
Впервые в истории вручения национальной профессиональной премии в области архитектуры и градостроительства «Хрустальный Дедал» был присуждён за проект.<br />

Сибирский архитектор Елена Григорьева с грустью говорит о 130-м квартале Иркутска.

Впервые в истории вручения национальной профессиональной премии в области архитектуры и градостроительства «Хрустальный Дедал» был присуждён за проект.

Концепцию воссоздания в столице Восточной Сибири исторического квартала по достоинству оценили маститые зодчие страны. Вдохнуть в «старое дерево» жизнь, создав новое, говоря языком жителей мегаполисов, общественное пространство, как оказалось, дорогого стоит.

Но говорить на эту тему с одним из тройки идеологов проекта исторического квартала Еленой Григорьевой – что бить по живому. Заказчик, создавая это самое пространство, очень многие моменты не согласовал с архитекторами. В итоге из-за ряда отступлений от зодческого видения некоторые дома потеряли историческую привлекательность, не появилась на свет площадь с амфитеатром и пешеходные улочки были вымощены отнюдь не в духе старого Иркутска. Подобных моментов оказалось так много, что они до сих пор вызывают у авторов чувство неудовлетворённости и упущенной возможности воссоздать в 130-м квартале островок истинного исторического прошлого.

Впервые увидеться с Еленой Григорьевой мне удалось в прошлом году в поезде, следовавшем из Иркутска в Красноярск. Вице-президент Союза архитекторов России по Восточной Сибири, руководитель иркутской мастерской «Студия 7», проекты которой реализованы в Приангарье и за его пределами, вместе с коллегами ехала в Горную Шорию на корпоративный чемпионат по горнолыжному спорту.

– В этом виде спорта я вечный чайник, – шутила она, поглядывая на багажную полку со спортивной экипировкой.

Архитектор, о котором в коридорах власти всегда отзывались как о человеке с железными принципами, оказалась собеседником очень интересным и открытым. Рассказывала о годах студенчества на архитектурном факультете иркутского политеха и своём учителе Владимире Павлове. Об издании журнала «Проект Байкал», о городке в Казахстане, где родилась и о традициях в отеческой семье интеллигентов. И о дочерях, и о муже-архитекторе, и о его родителях-железнодорожниках.

Поведала и о своём хобби – коллекционировании географических карт, любви к путешествиям. Но вскоре в беседе светскую лёгкость заглушила нота гражданской позиции. И Елена Ивановна заговорила о работе, 130-м квартале, о том, что в нём ничего не должно было быть неделикатного, без чувства меры, с отступлениями от исторической подлинности. Говорила о старой части Иркутска с его уникальными деревянными домами, желании сохранить их в том историческом духе, что позволит городу на Ангаре оставаться неповторимым. Об Иркутске моя собеседница говорила с любовью и даже с неким вкусом. Да, в стране много городов, к которым она относится с большим чувством. Но Иркутск – особенное место.

– Здесь моё сердце, – призналась она.

На прошлой неделе Елене Григорьевой было присвоено звание заслуженного архитектора Российской Федерации. Не воспользоваться таким случаем, чтобы поинтересоваться планами, не поздравить с государственной наградой было бы не по-журналистски. Я позвонила.

– Достраиваем планетарий в 130-м квартале, – сообщила она.

– Новое детище будет в духе Иркутска?

– Конечно. Архитектор, выполняя потребности заказчика, должен отдавать приоритет интересам общества. Об этом записано в кодексе Международного Союза Архитекторов. И я стараюсь так жить.

Лейла Мустафаева. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30