30 ноября 2020 08:15

30 ноября 2020 08:15

На земле и под землёй

Не потехи ради прошли масштабные пожарно-тактические учения в Северомуйском тоннеле.<br />
<br />
В Северомуйском тоннеле производит вынужденную остановку пассажирский поезд. Заклинивание колёсной пары вызывает сход двух последних вагонов, причём в одном из них происходит возгорание из-за короткого замыкания в подвагонном электрооборудовании. В результате чрезвычайного происшествия пострадали более десяти человек, двое получили травмы средней тяжести и не могут передвигаться самостоятельно…<br />

Не потехи ради прошли масштабные пожарно-тактические учения в Северомуйском тоннеле.

7-1.jpg

В Северомуйском тоннеле производит вынужденную остановку пассажирский поезд. Заклинивание колёсной пары вызывает сход двух последних вагонов, причём в одном из них происходит возгорание из-за короткого замыкания в подвагонном электрооборудовании. В результате чрезвычайного происшествия пострадали более десяти человек, двое получили травмы средней тяжести и не могут передвигаться самостоятельно…

Как только раздаётся сигнал боевой тревоги, у восточного портала всё приходит в движение: одна за другой прибывают пожарные машины с включёнными сиренами, «Газель» с бригадой скорой помощи, неподалёку от створа тоннеля разворачивается оперативный штаб.

Для тушения пожара и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации под землёй задействованы пожарные поезда со станций Окусикан и Таксимо, восстановительный поезд станции Таксимо, работники всех структурных подразделений станции Северомуйск, линейный отдел полиции.

Два звена газодымозащитников Северобайкальского отряда ведомственной охраны выдвигаются по транспортно-дренажной штольне, через боковую сбойку выходят к створу тоннеля и начинают оперативно выводить «пассажиров» (эта роль достаётся работникам ПЧ-24) из объятого пламенем вагона.

Клубы белого дыма (понятно, что не настоящего, а «театрального») быстро заволакивают замкнутое пространство тоннеля. «Пострадавшие» стараются поскорее покинуть место событий. Двоим же «неходячим» огнеборцы надевают на лица спасательные устройства, подключённые к баллонам своих противогазов, и со всеми предосторожностями выносят на носилках из огненного подземелья. После эвакуации людей начинается борьба с огнём, который вскоре был локализован и потушен. Никому из них медицинская помощь не требуется. Только один пожилой тоннельный рабочий попросил у фельдшера Жанны Бедаревой лекарство – после пребывания в потешном пекле у него подскочило давление.

Поболе хлопот у медиков с двумя «травмированными», прибывшими из чрева тоннеля на носилках. Искусственное дыхание, затем – кислородная маска, другие оживляющие процедуры постепенно возвращают их к жизни, и вот они уже улыбаются, заметив нацеленные на них объективы фото- и телекамер.

– Я – Факельщик-16, на связи, доложите оперативную обстановку! – начальник пожарной команды ФГП ВО ЖДТ на станции Северомуйск Артур Вартанесов поддерживает постоянную связь по рации с постами безопасности и мобильными группами газодымозащитников, действующими в тоннеле.

Хронологию событий и все перемещения людей в тоннеле фиксируют техник Ирина Севастьянова, инженер по охране труда ПЧ-24 Ирина Якимова и инженер по подготовке кадров ПЧ-25 Елена Давидович. Вся информация стекается в оперативный штаб, которым руководит заместитель главного инженера ВСЖД Александр Иванов. Время летит быстро, особенно в таких экстремальных ситуациях – и вот уже, наконец, по громкоговорящей связи Артур Вартанесов объявляет: эвакуация людей проведена успешно, пожар потушен. И огнеборцы покидают «район боевых действий».

Прибывший из Таксимо восстановительный поезд ставит сошедшие вагоны на рельсы и выводит их из тоннеля. Заметим, что таксимовцы применяют уникальное накаточное оборудование, в своё время разработанное их коллегами, восстановителями-северобайкальцами, а также скользящие на смазке специальные башмаки, которые позволяют вывести из тоннеля вагон с заклинившей колёсной парой. Таким образом, незадолго до закрытия «окна», отведённого на учения, по тоннелю возобновляется движение поездов.

– Целью этих учений стала отработка совместных действий всех причастных служб при ликвидации чрезвычайной ситуации, а также профессиональных навыков пожарных подразделений, – отмечает начальник оперативного штаба, заместитель главного инженера ВСЖД Александр Иванов. – Тушение пожара в замкнутом пространстве заставило нас учесть и проработать многие важные моменты. Есть необходимость в усилении систем вентиляции, в разработке методики проведения работ в условиях плохой видимости, отработке осаждения дыма распылённой водой, организации оперативной связи между местом ЧС и штабом, эвакуации пострадавших через транспортно-дренажную штольню тоннеля, в учёте технологических особенностей при подъёме сошедших в тоннеле вагонов.

Несомненно, что и сейчас, до того как закрылись перечисленные проблемные позиции, железнодорожники могут достойно противостоять любой ЧС – и на земле, и под землёй…

7-2.jpg

7-3.jpg

Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30