29 ноября 2020 16:36

29 ноября 2020 16:36

Паровозы «отпыхивались» паром

115 лет назад нижнеудинские чинуши не понимали выгоды от прихода железной дороги

9 сентября в центре внимания железнодорожников и других жителей Нижнеудинска будет воздвигнутый на привокзальной площади памятник в честь прихода сюда в 1897 году первого поезда. Люди отдадут дань уважения строителям железнодорожного пути, работникам паровозного депо, станции и путевого хозяйства. Память об их вкладе в сооружение Транссиба хранят потомки и все те, кому дорога наша история.

115 ЛЕТ НАЗАД НИЖНЕУДИНСКИЕ ЧИНУШИ НЕ ПОНИМАЛИ ВЫГОДЫ ОТ ПРИХОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ<br />
9 СЕНТЯБРЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ДРУГИХ ЖИТЕЛЕЙ НИЖНЕУДИНСКА БУДЕТ ВОЗДВИГНУТЫЙ НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ ПРИХОДА СЮДА В 1897 ГОДУ ПЕРВОГО ПОЕЗДА. ЛЮДИ ОТДАДУТ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ, РАБОТНИКАМ ПАРОВОЗНОГО ДЕПО, СТАНЦИИ И ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА. ПАМЯТЬ ОБ ИХ ВКЛАДЕ В СООРУЖЕНИЕ ТРАНССИБА ХРАНЯТ ПОТОМКИ И ВСЕ ТЕ, КОМУ ДОРОГА НАША ИСТОРИЯ.<br />
<br />
Бывая на станции Нижнеудинск, стараюсь по мере возможности навещать Комнату боевой и трудовой славы локомотивного депо, которую раньше называли деповским музеем. Собранные в ней инженером этого предприятия Нектарием Мартиняновичем Антоневичем и нынешним хранителем Галиной Игнатьевной Чернышовой исторические реликвии позволяют в буквальном смысле заглянуть за полог столетия. Из того времени до нас дошли отрезок рельса, скребок зольного поддувала, железнодорожный факел, резак шлака, колосниковый ключ, вагонный крюк для сцепления паровозов, аппарат телефонной связи, макеты вагонов, десятки фотографий и сотни документов. Но король коллекции – бронзовощёкий элегантный станционный колокол, подаренный музею <br />
работниками станции.<br />
Во время недавнего визита в музей я слегка затронул привязанную к языку колокола ленточку, и он тут же вышел из оцепенения, наполнив помещение радостной мелодией. Вот так же, наверное, колокол отреагировал на появление в границах станции первого в её истории поезда. Ну разве что намного громче.<br />
Правда, о его роли в тот день сообщений в СМИ нет. Так, написавший в газету «Восточное обозрение» свидетель прихода первого поезда сосредоточился на других деталях.<br />
«9 сентября к нам пожаловала железная дорога, – поведал он читателям. – По созыву Нижнеудинского городского головы 9 сентября, с четырёх часов пополудни, жители города толпами потянулись к вокзалу на молебен и для встречи первого поезда. В шесть часов вечера к вокзалу подкатили два паровоза, десять платформ и один вагон. Духовенство тут же приступило к служению молебна, но бывший тут железнодорожный вахмистр заявил, что он не позволит служить молебен, во-первых, потому, что земля под вокзалом от города отчуждена. А во-вторых, потому что его начальства на молебне нет, а он без его разрешения таких вольностей допустить не может. Но на такой запрет, конечно, не было обращено никакого внимания».<br />
Основатель музея Нектарий Антоневич, пользуясь фактами, полученными от железнодорожников А.В. Телелинского, Е.А. Залевского, Г.И. Чиркова, Н.Д. Захарова, В.И. Белецкого, И.М. Лисовского, Куимова и других, в своей летописи сообщил, что после совершения молебна, окропления святой водой путей, паровозов и вагонов люди не расходились долго. «Паровозы с вагонами стояли на станционном пути продолжительное время. Особо занимательное зрелище представляли паровозы, из длинных труб которых выходил чёрный дым; они «отпыхивались» белым паром и представляли что-то величавое, похожее на что-то живое, чудовищное... Народ обжимал паровозы со всех сторон, стараясь рассмотреть их поближе, более смелые даже решались пощупать их некоторые детали и части. Старички и старушки близко не подходили, они изредка крестились, глядя на паровозы и называли их «огненной колесницей».<br />
Пришедшие на станцию Нижнеудинск локомотивы были отечественного производства из серии «Р», что строились на Невском заводе в Петербурге в 1873 году. Вместе со сцепными осями «Русак» весил 35 тонн, давление пара в котле в 9 атмосфер создавало мощность около 300 лошадиных сил и мог вести состав весом до 250 тонн, развивая скорость 15–20 км в час. Для многих паровоз был чудом, поскольку заменял обоз в 500 лошадей. Новому виду транспорта радовались почти все, огорчались разве что извозчики, промышлявшие хлеб насущный извозом товаров по Московскому тракту, да лихие лесные люди, устраивавшие грабительские набеги на проезжающие по нему подводы.<br />
– По первоначальному проекту станция и депо должны были строиться в заречной части, с северо-западной стороны города, – рассказывает мне хранитель музея Галина Чернышова. – Но нижнеудинские чиновники и правящая верхушка воспротивились, они не хотели впускать «мастеровщину» в город и принимали все усилия для того, чтобы железная дорога прошла южнее...<br />
В результате для развития инфраструктуры станции, создаваемой с 1896 года, досталась болотистая местность в низменной части долины Уды, между речками Уват и Мускут в полутора километрах от окраины города и в почти четырёх километрах от исторического центра, из-за чего строителям пришлось приложить гораздо больше усилий. Кроме одноколейного пути они возвели два небольших железнодорожных моста. В сентябре 1897 года прошло испытание железнодорожного моста через Уду. Большой объём работ выполнил строительный участок №12, возглавляемый инженером путей сообщения И.И. Бернатовичем.<br />
На самой станции разместилась водокачка для заправки водой паровозов, был построен типовой вокзал площадью 562 кв. м с буфетом для пассажиров, организовано Нижнеудинское жандармское управление, обслуживающее участок Байроновка – Будагово.<br />
С приходом первого поезда началась деятельность паровозного депо, в котором были построены пункт ремонта паровозов и корпус №1. Депо имело 12 стойл для промывочного и межпоездного ремонта паровозов. Их ремонт производился на деповских путях. Одновременно был построен корпус для размещения мастерских и производства подъёмочного ремонта на одно стойло.<br />
Для Нижнеудинска приход железной дороги означал начало совершенно нового этапа истории. Его численность к 1899 году составила шесть тысяч человек. Основная масса взрослого населения старалась закрепиться на предприятиях железной дороги. В 1900 году в паровозном депо и дистанции пути работало около 1,3 тыс. человек. <br />
Как пишет в своей книге «Нижнеудинск» исследователь истории ВСЖД Александр Хобта, «железнодорожники в полосе отчуждения могли строить для себя частные дома, согласно «Правилам частного строительства железнодорожных служащих». После укладки железнодорожной линии Нижнеудинск рос исключительно в районе станции. Со стороны вокзала и депо появилось семь улиц, за железной дорогой на юго-западе – пять. Именно ближе к станции началось перемещение торговли и мелкой промышленности. До прихода первого поезда динамика развития города оставляла желать лучшего. Первая от вокзала улица получила название Аллейная – здесь посадили деревья. Другая называлась Каменной (сегодня Красноармейская), так как была вымощена камнем. Летом 1904 года производились работы по расширению станции. Работы проводил подрядчик Г. Краевский через доверенное лицо П. Мамонтова».<br />
Через пять лет в депо стали поступать основные русские паровозы серии «Од»и «Ов» мощностью 550 лошадиных сил, в 1905 году поступили паровозы серии «Фита», которые проработали до 50-х годов прошлого века. Среди тех, кто их обслуживал, ремонтировал и водил, были машинист Сазыкин, слесари по ремонту тормозов Вестингауз и Кузьмин, слесари Амилевский, Костин, Красильников, Пожитков, Блохин, мастера Костин, Беспалов, Смышляев, кочегар Наумов, помощник медника Нечаев. <br />
С дальнейшим развитием железнодорожного узла в Нижнеудинске появился пивоваренный и кирпичный заводы, военный городок. В начале ХХ века в городе имелось 9555 жилых домов, две каменные церкви, приходские школы, уездное училище, трёхклассная женская прогимназия, почтово-телеграфная контора, больница, три водочных завода, городской приют. Развивалось торговое дело. Созданные предприимчивым людом предприятия занимались продажей сельхозмашин,  кожевенных изделий, мануфактуры. <br />
На рубеже ХIХ и ХХ веков в депо открылись вечерние технические классы, в дежурных комнатах паровозных бригад на средства железнодорожников открыта библиотека. <br />
После реконструкции дороги в 1911 году скорость поездов возросла. К имеющемуся пути был добавлен ещё один. Но это уже другая история. <br />
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ<br />
<br />
Наша справка<br />
В течение первых десяти лет на станции третьего класса Нижнеудинск было уложено в общей сложности более 22 км путей и 90 стрелочных переводов. Станционные складские помещения имели площадь 410 кв. м. в расчёте на 36 вагонов и льдохранилище объёмом 582 куб. м. Была своя сберегательная касса, почта, воинский продовольственный пункт, дома для служащих.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. Фото: архив музея ВСЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30