Народ диву давался, глядя на часы-вокзал, когда их механизм действовал.

В Иркутском областном краеведческом музее хранятся чудо-часы знаменитого в XIX веке варшавского часовщика Якова Гольдфадена. Работающий механизм развлекал иркутскую публику, демонстрируя в верхней своей части движение планет, а в нижней – кипучую жизнь русского вокзала.

"/> Затейливый хронометр | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120420 | 16 полоса
29 ноября 2020 16:10

29 ноября 2020 16:10

Затейливый хронометр

Народ диву давался, глядя на часы-вокзал, когда их механизм действовал.

В Иркутском областном краеведческом музее хранятся чудо-часы знаменитого в XIX веке варшавского часовщика Якова Гольдфадена. Работающий механизм развлекал иркутскую публику, демонстрируя в верхней своей части движение планет, а в нижней – кипучую жизнь русского вокзала.

Народ диву давался, глядя на часы-вокзал, когда их механизм действовал.<br />
<br />
В Иркутском областном краеведческом музее хранятся чудо-часы знаменитого в XIX веке варшавского часовщика Якова Гольдфадена. Работающий механизм развлекал иркутскую публику, демонстрируя в верхней своей части движение планет, а в нижней – кипучую жизнь русского вокзала.<br />
<br />
Завсектором отдела истории музея Татьяна Шафранская говорит, что после реставрации наружной части часов в 2000 году к ним вернулся людской интерес. Жаль, но механизм пока не восстановлен.<br />
<br />
– К ним у меня личное тёплое отношение, – признаётся Татьяна. – В своё время я интересовалась астрономией. А ещё – историей железной дороги. А здесь эти две темы слились воедино. На рубеже XIX–XX веков также был всплеск общественного интереса и к астрономии, и к железной дороге.<br />
<br />
Экспонат вызывает любопытство у детей и взрослых. А как в нём скрупулёзно соблюдена технология поездной работы!<br />
<br />
«Всё спокойно и неподвижно, поезд стоит невидимым в туннеле, и только через сигнальные стёкла виден красный свет, – описывал в 1926 году эти часы Генрих Канн в книге «Краткая история часового искусства». – Но вот часы пробили двенадцать, и вся картина сразу оживляется. Телеграфисты, сидящие за окнами, начинают работать, получив сигнал о прибытии поезда. Шлагбаумы опускаются. Станционный служащий наверху справа на платформе даёт первый звонок, раздаётся свисток, и слева из туннеля выходит поезд. Красный свет сигнальных стёкол сменяется зелёным. Локомотив останавливается непосредственно перед водокачкой; станционный сторож открывает кран, и водяная струя течёт в котёл. За это время начальник станции выходит из двери своего служебного кабинета. Вагонный смазчик бежит вдоль поезда и ударяет молотком по осям колёс. …Когда раздаётся третий звонок, телеграф оповещает следующую станцию о выходе поезда. Обер-кондуктор даёт свисток, следует ответ с локомотива, и поезд, из окон которого пассажиры кланяются, исчезает в туннеле…»<br />
Владимир Кузьмищев. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30