26 ноября 2020 04:49

26 ноября 2020 04:49

До лампочки. И после фонаря


Фонари стрелочников стали экспонатами школьного музея.
Пассажиры первых российских поездов понятия не имели об электрическом освещении. Как же тогда управлялись люди в отрасли, которая предполагала круглосуточную работу? Интересный вопрос. Именно поэтому для работы на региональную техническую олимпиаду я выбрал тему «Освещение на железнодорожном транспорте».
Оказывается, лишь в 40-е годы XIX века закрытые кареты стали освещаться свечами.

Фонари стрелочников стали экспонатами школьного музея.

 

Пассажиры первых российских поездов понятия не имели об электрическом освещении. Как же тогда управлялись люди в отрасли, которая предполагала круглосуточную работу? Интересный вопрос. Именно поэтому для работы на региональную техническую олимпиаду я выбрал тему «Освещение на железнодорожном транспорте».

Оказывается, лишь в 40-е годы XIX века закрытые кареты стали освещаться свечами. Причём салоны первоклассных экипажей освещались восемью бронзовыми свечными фонарями, а вагоны 2 класса обходились четырьмя.

 

В 1863 году стали вводить керосиновое освещение. Использовались и масляные лампы. Но при неосторожном обращении с ними возникали пожары.

На смену керосину пришёл газ. В 1877 году его стали использовать или отдельно для каждого вагона, или для всего поезда сразу. В первом случае во всех вагонах, обычно под сиденьем в кондукторском отделении, помещался стальной резервуар. В нём содержался сгущённый под давлением до 3–4-х атмосфер светильный газ. По железным трубам он подавался ко всем фонарям вагона, которые были снабжены не только горелками, но и регуляторами. Однако период газового освещения был недолгим. Уже в 1887 году оно было признано опасным в пожарном отношении. На смену ему пришло электрическое, при котором источником тока служил генератор постоянного тока под вагоном, приводимый в движение ремнём от вагонной оси.

Электролампы на первых порах применялись лишь в отдельных салонных вагонах (Пульмана), в инспекторских вагонах и в поездах особой важности, например царских. Свет от них был столь приятным, что сиятельные особы готовы были терпеть частые отключения: первые лампочки не выдерживали даже вагонной тряски.

 

Что касается наружного освещения, то здесь поезда прошли путь от керосиновых ламп до энергосберегающих технологий. Светодиоды, в частности, стали главной особенностью первого электровоза новой серии – ЭП1М-511, сборка которого завершилась недавно на Новочеркасском электровозостроительном заводе.

Старые фонари стрелочников в музее нашей школы-интерната уже имелись. А работа об освещении на железнодорожном транспорте поможет привлечь к этим приборам внимание посетителей. За помощь в поиске информации я хочу сказать спасибо хранителю нашего музея, моему руководителю Н.Н. Захаровой, работникам библиотеки ДЦНТИ, архива ВСЖД и архива музея ВСЖД.

Кандидат исторических наук Александр Хобта:

– История использования освещения на железнодорожном транспорте ещё мало изучена. Денис Клыгун собрал очень стоящую информацию, уникальную в своём роде.

Денис Клыгун, ученик 11-го класса школы-интерната №21 ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30