24 ноября 2020 17:41

24 ноября 2020 17:41

Место для управления

Великий Транссиб превратил купеческий Иркутск в железнодорожный.

Здание Управления ВСЖД (проект Д. Гольдштейна)Великий Транссиб превратил купеческий Иркутск в железнодорожный.

 

Окончание. Начало в №11.

 

Проблема строительства зданий управления остро стояла и на других дорогах. В июне 1911 года при Управлении железных дорог МПС состоялось межведомственное совещание по вопросу о постройке домов для местных управлений железных дорог и о средствах для её осуществления. Управление железных дорог МПС предложило при проектировании управлений на местах руководствоваться следующими техническими заданиями: норма для определения размера на 1 служащего – 2,5 кв. саж. Предлагалось проектировать здание четырёх- или пятиэтажным, с цокольным полуэтажом.

 

Были определены технические задания для проектирования управления дороги. Площадь внутренних помещений на одного служащего определялась в 2,5 кв. саж. Половину рабочей площади должны были занимать служебные помещения на несколько человек, не менее 1,25 кв. саж. на человека. Предусматривалось 7% площади занять кабинетами большей площади – по 5 кв. саж. на человека. Проектировался зал Совета. Остальная площадь в 27% должна была быть занята коридорами и лестницами. Проект предусматривал: кабинеты начальника дороги, начальников служб, сотрудников, приёмные, зал Совета, помещение библиотеки, архивы для 13 служб, буфеты и чайная, по две комнаты на каждом этаже, а также телеграфная служба управления, врачебная служба, лаборантская, аптека. Стоимость строительства была определена в 1260 тыс. рублей.

Переговоры об участке земли с городским управлением от имени Забайкальской железной дороги вели инженеры В. Коляновский и Н. Люри. Управлению ЗБЖД 12 декабря 1915 года, на основании постановления Иркутской городской думы от 24 ноября 1915 года, для постройки здания управления был отведён бесплатный участок городской земли, расположенный на углу улиц Большой (К. Маркса) и Шелашниковской (Октябрьской Революции), занятый ночлежным домом и второй пожарной частью.

 

Новое здание управления дорогиВ смету дороги на 1917 год по новым строительным работам было внесено 50 тыс. рублей и 3 тыс. рублей на составление проекта. Но время было уже упущено. Грянул 1917 год. Управление железных дорог МПС 8 марта ответило: «... в виду переживаемых обстоятельств, не представляется возможность отпуска кредита на составление проекта здания Управления дороги».

В 1925 году администрация ЗБЖД во главе с начальником дороги В. Романовым и ряд служб (тяги, связи и электротехники, эксплуатации, финансовой, материальной, коммерческой, статистики и картографии, нормирования и др.) размещались в том же доме Д. Кузнеца, уже национализированном, по ул. Троцкого (Дзержинского). Службы пути, сборов, просвещения и другие размещались по ул. Фурье, 18.

10 марта 1934 года в связи с разукрупнением Томской и Забайкальской дорог приказом №42Ц была выделена в самостоятельную Восточно-Сибирская железная дорога. Границы ВСЖД были определены от станции Мариинск до станции Мысовая. Начальником дороги был назначен Б. Голышев. Опять встал вопрос о здании для управления дороги. В апреле 1934 года Управлению ВСЖД было передано недостроенное здание архитектора К. Митталя на углу улиц Марата и К. Маркса.

 

Газета «Восточно-Сибирская правда» 17 января 1948 года сообщала читателям, что архитектор Д. Гольдштейн «разрабатывает проект Управления Восточно-Сибирской железной дороги. В нём предусматривается соединение ныне существующего дома с двухэтажным зданием типографии «Восточно-Сибирский путь». Здание типографии будет надстроено. Строительство уже начато». Был опубликован проект здания. Газета также сообщала, что планом реконструкции города Иркутска предусмотрено продолжение улицы Степана Разина в виде прямой магистрали от Ангарского моста до театра Музыкальной комедии. Здание Управления железной дороги должно было оказаться на углу двух главных магистралей (улиц К. Маркса и Ст. Разина). По этой причине опубликованный проект предусматривал повышение угловой части здания за счёт надстройки шпилевой башни. Главный вход перемещался со стороны ул. К. Маркса и выделялся массивным портиком.

 

В 1947–1950 годах по проекту архитектора Д. Гольдштейна было построено здание управления дороги по улице К. Маркса, 7а. При строительстве здания были использованы элементы и формы классического стиля. Здание асимметричное. Вдоль улицы Марата расположено правое крыло здания, которое построено на основании здания К. Митталя (30-х годов). Это крыло выполнено в виде скруглённого ризалита пятиэтажной постройки крупной формы. Горизонтально правое крыло здания расчленено тремя межэтажными поясами белого цвета декора, верхний этаж выделен более широким поясом и цветом. Со стороны ул. К. Маркса ризалит оформлен выступающим карнизом, а над ним треугольным фронтоном.

Проект предполагаемой перепланировки улиц Иркутска не состоялся, и надстройка шпилевой башни не была выполнена.

 

Центральный фасад здания протяжён вдоль ул. К. Маркса несколько асимметрично. Фасад четырёхэтажного каменного здания Управления ВСЖД выполнен очень нарядно и торжественно. Вход оформлен в виде эдикулы (ниши), обрамлённой массивными колоннами классического типа, а сверху увенчанной фронтоном над балконом с аркой. Внизу база колонн выделена по кругу каннелюрами, наверху капители красиво украшены богато декорированным фризом и растительным орнаментом.

Фасад выполнен в виде ордера из пилонов и декоративных элементов в виде розеток с железнодорожной тематикой. Чётко и красиво оформлен в классическом стиле с использованием ордера верхний фриз здания под карнизом, и сам карниз имеет чёткую организационную структуру с полуфронтоном. Под сводом между центральными колоннами оформлен балкон на четырёх трёхступенчатых кронштейнах. Штукатурка на здании применена двух видов – гладкая и мраморная крошка.

 

Такой фасад здания соответствовал техническому заданию на внешний вид фасада «соответственно назначению здания» (данному ещё в 1909 году) и очень украсил внешний вид главной улицы Иркутска. Фасад богато декорирован горельефами с советской и железнодорожной символикой: эмблема путей сообщения, железнодорожники разных специальностей, паровоз, мосты, гербы, национальности России.

Здание является памятником архитектуры федерального значения и хорошо знакомо всем иркутянам.

А в декабре 2008 года была сдана в эксплуатацию первая очередь нового здания Управления ВСЖД по ул. 2-я Железнодорожная. Проект был выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект», субподрядными организациями «Успех-Вент» и ООО «Теле-Сервис-Иркутск» под руководством главного архитектора Н. Ртищевой и утверждён 27–28 апреля 2001 года приказом №5 МПС России.

 

Проект предусматривает разноэтажные блоки: 8 (15х36 м) и 9 (9,2 х 14 м) этажей с техническим подпольем. Первый, третий, четвёртый и пятый блоки – административное здание с кабинетами, второй блок – башня, где располагается входной вестибюль, шестой блок – конференц-зал на 800 мест и во внутренней части двора – столовая на 200 мест. Имеется надземный переход, соединяющий здание Управления ВСЖД со зданием ЦУПа. Планируется строительство подземной стоянки автотранспорта во внутренней части дворовой территории с наземной парковочной площадкой. Фасадная система зданий выполняется из композитных витражных конструкций панелей. Цоколь облицовывается керамогранитом. Общая площадь нового здания управления предполагается в 25 тыс. кв. метров, рабочая площадь – 18 тыс. кв. метров. Тротуар и площадки вокруг здания покрываются плиткой двух цветов.

Новое здание Управления ВСЖД после окончания строительства значительно украсит не только бывшее Глазковское предместье, но и весь город Иркутск, который в этом году празднует своё 350-летие.

 

Татьяна Томилова, методист Музея истории ВСЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30