01 марта 2021 07:59

01 марта 2021 07:59

Владимир Ульянов: Наша цель – достоверность

Реформирование в ОАО «РЖД» породило многоуровневость, но не в информационном пространстве. Здесь монополия Реформирование в ОАО «РЖД» породило многоуровневость, но не в информационном пространстве. Здесь монополия по-прежнему за информационно-вычислительными центрами дорог...
Что нового принесли для ИВЦ реформы, какие изменения произошли в его структуре и какие наметились приоритеты – об этом мы попросили рассказать начальника Иркутского информационно-вычислительного центра Владимира Ульянова.

Реформирование в ОАО «РЖД» породило многоуровневость, но не в информационном пространстве. Здесь монополия по-прежнему за информационно-вычислительными центрами дорог.

Реформирование железных дорог, появление новых структурных подразделений и дочерних зависимых обществ не могло не сказаться на организации работы по обеспечению эксплуатации автоматизированных систем управления, достоверности учёта и отчётности. То есть того, чем традиционно занимался на ВСЖД информационно-вычислительный центр.

Что нового принесли для ИВЦ реформы, какие изменения произошли в его структуре и какие наметились приоритеты – об этом мы попросили рассказать начальника Иркутского информационно-вычислительного центра Владимира Ульянова.

 

– Во-первых, хочу отметить, что реформирование коснулось и нас. Если раньше мы являлись структурным звеном ВСЖД, как и все подразделения дороги, то с апреля 2007 года вошли в состав Главного вычислительного центра (ГВЦ) – филиала ОАО «РЖД». Но по сути изменения коснулись только организационной стороны дела. Главной нашей задачей по-прежнему остаётся объективное информирование руководства дороги обо всех процессах, влияющих на обеспечение жизнедеятельности ВСЖД и создание условий для оперативного вмешательства в управленческие процессы.

 

Это актуально ещё и потому, что в ходе реформирования Восточно-Сибирская пошла несколько дальше других дорог и работает в условиях безотделенческой структуры. Нынешняя вертикаль: опорная станция – диспетчерский район управления – регион требует совершенно иного подхода к информационному обеспечению, поскольку не все звенья до недавнего времени были интегрированы в единую систему и каждое из них представляло собой как бы отдельную жилу, хотя и в общей оплётке. Задача была – сделать их единой сердцевиной общего кабеля.

 

При этом остались и прежние, базовые принципы нашей работы: осуществление эксплуатации программно-технических комплексов и сети передачи данных, эксплуатация, сопровождение и внедрение программно-технических комплексов АСУ, техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники, управление информационно-вычислительными ресурсами и контроль за их использованием, обеспечение защиты информационных ресурсов и данных, составляющих коммерческую и иную тайну ОАО «РЖД», и так далее.

 

– Владимир Владимирович, коль скоро было упомянуто о нынешней вертикали управления дорогой, а значит и о новых условиях взаимодействия и контроля, не могли бы вы несколько подробнее рассказать об этих процессах.

– Вопрос, собственно, стоял не о вмешательстве в управление той или иной структурой и принятии на себя несвойственных функций, а о том, чтобы разноудалённые и порой не пересекающиеся между собой информационные потоки направить в единое русло и сделать их мощным источником целевого воздействия на управленческие процессы. На сегодняшний день вертикаль, о которой мы говорили, уже работает в едином информационном пространстве и является действительно гибким и оперативным механизмом. Это если схематично. А если подробнее, можно остановиться, например, на проблемах сопровождения эксплуатируемой в структурных подразделениях дирекции тяги автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ).

 

Необходимость такого сопровождения из локомотивных депо в ИВЦ возникла из-за того, что ранее эксплуатационные депо имели полную возможность несанкционированно вмешиваться в настройки нормативно-справочной информации АСУТ и, следовательно, заведомо искажать информацию. То есть, обходить барьерные функции при проверке возможности допуска локомотивных бригад в поездку, что негативно сказывалось на объективности при расследовании обстоятельств того или иного нарушения, допущенного локомотивной бригадой в пути следования или при маневровых работах на станции.

 

Понятно, что такая «корпоративность» не могла и не может устраивать руководство дороги. Нам была предложена роль как бы независимого аудитора, для чего вменялось консолидировать серверы АСУТ локомотивных эксплуатационных депо на площадке ИВЦ и устранить возможности несанкционированного вмешательства в их работу со стороны заинтересованных лиц. Сейчас эта программа позволяет отследить всю цепочку подготовки бригады – от прохождения предрейсового медицинского контроля до выдачи маршрутного листа и выезда на линию.

 

– Ещё один интересный вопрос, связанный с реформированием. Если раньше дорога (возьмём шире – ОАО «РЖД») была единым организмом и вопросы информационной безопасности «варились» как бы внутри себя, то сейчас дело обстоит иначе. Как решается эта проблема?

– Вы абсолютно правы. Это и на сегодня острый вопрос, а представляете, каким он был актуальным во времена структурной реорганизации. В результате анализа собранной нами в 2008 году информации по незарегистрированным подключениям вычислительной техники к корпоративной сети дороги и ОАО «РЖД» было выявлено более шести тысяч нарушений. Новообразованные дирекции, ДЗО, филиалы зачастую внедряли не типовые системы, программы (в том числе и антивирусные), что иногда попросту ставило под угрозу информационное обеспечение процессов управления на дороге. К тому же была велика и вероятность утечки конфиденциальной информации, такой как сведения, составляющие коммерческую тайну.

 

Ещё в 2007 году вышло распоряжение президента компании Владимира Ивановича Якунина «О порядке предоставления доступа к информационным ресурсам ОАО «РЖД», в том же году и распоряжение начальника дороги «О санкционировании работы вычислительной техники в корпоративной сети ВСЖД». В результате этого в ИВЦ был внедрён программный модуль, обеспечивающий блокировку на активном оборудовании корпоративной сети дороги вычислительной техники, на которую в АСУ ЗИР (заявка к доступу информационного ресурса) не было запроса на подключение. Такая же блокировка применялась к тому оборудованию, где сменились пользователи – независимо от того, были это сторонние организации, пользующиеся дорожными информационными ресурсами, или внутренние пользователи, из числа работников дороги.

 

Кстати, проблема остаётся достаточно актуальной и сегодня, хотя уже не носит той остроты, которая была ей присуща в 2007–2008 годах. Поэтому хотелось бы напомнить общеизвестные истины, которыми мы руководствуемся в работе с пользователями информационных ресурсов компании и дороги.

Это, прежде всего, то, что предоставление доступа осуществляется на основании заявок, составляемых в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД». Они должны направляться с сопроводительным письмом, в котором указывается основание для предоставления доступа. Внешние пользователи в качестве основания должны указывать договор (соглашение) между своей организацией и ОАО «РЖД» об электронном обмене данными, а также предоставлять схему получения доступа к информационным ресурсам.

 

В договоре между организацией внешнего пользователя и ОАО «РЖД» (в нашем случае ВСЖД) должны также указываться объём передаваемой информации, порядок приостановления или прекращения доступа внешнего пользователя к информационным ресурсам компании или дороги, требования по зашите сведений, содержащих коммерческую тайну, в том числе – обязательство не передавать полученную информацию третьим лицам без согласия ОАО «РЖД» или нашей дороги.

 

– И последний вопрос, Владимир Владимирович. Насколько сложнее стало работать в новых условиях?

– Я бы спросил, насколько легче. Хотя мы относимся к главному вычислительному центру, прямым начальником здесь, на Восточно-Сибирской, для нас является начальник дороги. Он ставит конкретные задачи, определяет круг вопросов, которые актуальны и действительно значимы, помогает в реализации планов. Это очень серьёзный стимул к самореализации – и не только всего нашего центра, но и каждого отдельного его работника. Работа перестала быть «рутинно-бумажной», какой её понимали и преподносили, а значит приносит настоящее удовлетворение. Информация – это стержень любой управленческой работы. Мы, как никто другой, понимаем это и стараемся соответствовать требованиям дня.

Владимир Палагутин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30