26 ноября 2020 10:13

26 ноября 2020 10:13

ЗаРУБКА на долгую память

Уложенный вопреки требованиям рельс стал причиной схода.
Для справки: «рубкой» на путейском жаргоне называется унитарный рельс, разделённый на несколько укороченных отрезков. Один из них, длиной в 8,35 м, был уложен в путь при производстве работ по регулировке зазоров в заднем стыке крестовины стрелочного перевода №11 на станции Челутай.

Идут восстановительные работыУложенный вопреки требованиям рельс стал причиной схода.

Для справки: «рубкой» на путейском жаргоне называется унитарный рельс, разделённый на несколько укороченных отрезков. Один из них, длиной в 8,35 м, был уложен в путь при производстве работ по регулировке зазоров в заднем стыке крестовины стрелочного перевода №11 на станции Челутай.

Именно он и стал причиной схода вагонов 7 февраля в грузовом поезде №1532. Из 69 вагонов семь оказались под откосом, начиная с 35-го от головы состава. В результате полный перерыв движения на участке составил 7 часов 38 минут, а по второму пути – 16 часов.

 

Открывая разбор-совещание по данному случаю, начальник дороги Анатолий Краснощёк начал с нестандартного хода – каждому участнику раздали по листу бумаги и ручке и предложили в течение часа изложить своё видение ситуации и проанализировать степень своего участия в данном событии. Объективно и честно. Как подчеркнул начальник дороги, корпоративность – это не только причастность к общим успехам, но и умение отвечать за свои ошибки.

А ошибок, приведших к ЧП, было немало – и общих, и частных. Первая заключалась в том, что, вопреки требованиям телеграфного указания ОАО «РЖД» от 4.03.2004 г. ЦП №1836 не использовать в такого вида работах «рубок», данный рельс был извлечён из покилометрового запаса и уложен в стык стрелочного перевода ещё 18 июня 2006 года. С 2007 по 2009 год рельс последовательно и неуклонно разрушался, пока не «рубанул» в начале 2010-го.

 

Вторая ошибка носила едва ли не системный характер – за всё это время ни внешний осмотр, ни использование средств дефектоскопии, ни расшифровка дефектограмм не показали начала и развития разрушительного процесса. Теперь, уже после произошедшего, выявилось множество того, на что руководителям и Горхонской дистанции пути, и Улан-Удэнского региона ВСЖД (прежде отделения) нужно было обратить внимание ещё в прежние годы. В цехе дефектоскопии ПЧ-13 разрядность операторов хронически не соответствует расчётной потребности, постоянно нарушаются правила в графической части планирования работы дефектоскопных средств, не выдерживаются интервалы между проверками стрелок, не ведутся ведомости преддефектных мест и т.д.

 

Третье. В дистанции пути (а по большому счёту – и в отделе пути Улан-Удэнского региона) ослаблен контроль за исполнительской дисциплиной. Руководители привыкли доверяться представителям низового звена, а те, в свою очередь, начали считать это не просто признаком высокого доверия, но и признанием своей профессиональной непогрешимости. Так было и в случае со злополучной стрелкой №11. Дорожный мастер дистанции Александр Афанасьев, получив предписание на производство работ по смене рубленого рельса в стыке, не посчитал нужным делать это в спешном порядке – средства-то дефектоскопии ничего не показали. Авось потерпит немного. Не потерпело... Хотя накануне по дороге, в том числе и в Горхонскую ПЧ, была разослана телеграмма №366 НЗП с указанием обследовать и заменить все «рубки», используемые при эксплуатации стрелочных переводов, с обязательным предоставлением в службу пути фотоматериалов, фиксирующих вскрытие и проверку накладок в части наличия на рельсах вдавленных знаков, заусенцев, излишних отверстий и т.д.

 

Обращая внимание на этот факт, начальник дороги особо подчеркнул, что даже в части срочной отработки телеграммы были допущены не только безответственный подход, но и явная фальсификация – на некоторых из предоставленных фотоматериалов были показаны одни и те же «рубки» и стрелки, только снятые в разных ракурсах. Кому втираем очки?

 

К сожалению, при написании объяснительных только у одного человека хватило смелости признать свою вину и добровольно попросить о своей отставке. Хотя прямого его участия в произошедшем не было. Остальные, по словам начальника дороги, ограничились общими словами, а также... советами руководителям дороги, как «организовать работу» и «не допустить впредь»... И это очень печально, когда конкретные нарушения, конкретная забота об обеспечении безопасности движения поездов переходят почти в виртуальную плоскость и становятся не предметом повседневной работы, а поводом подискутировать о неких «общих» задачах.

– Общие задачи выполняются сообща, – заметил Анатолий Краснощёк, – значит, конкретными людьми. С них и спрос.

Владимир Палагутин (фото из архива пресс-службы ВСЖД)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30