24 ноября 2020 17:42

24 ноября 2020 17:42

Через ревизорское сито

Ревизоры – самая последняя преграда для предотвращения грубых нарушений при обеспечении безопасности на дороге.
18 февраля на ВСЖД планируется провести технико-экономический совет по безопасности движения поездов. С учётом итогов прошедшего года и тех задач, которые стоят в будущем. С чем идёт к предстоящему событию ревизорский аппарат дороги, мы попросили рассказать заместителя главного ревизора ВСЖД Андрея Шолохова.

Ревизоры – самая последняя преграда для предотвращения грубых нарушений при обеспечении безопасности на дороге.

18 февраля на ВСЖД планируется провести технико-экономический совет по безопасности движения поездов. С учётом итогов прошедшего года и тех задач, которые стоят в будущем. С чем идёт к предстоящему событию ревизорский аппарат дороги, мы попросили рассказать заместителя главного ревизора ВСЖД Андрея Шолохова.

 

– Андрей Дмитриевич, не самое приятное занятие вываливать на читателя сразу целую кучу цифр, но без этого, похоже, не обойтись. Мало того, что речь пойдёт об итогах года, ещё и специфика вашей работы такова, что в ней нет места голословию и приблизительности.

– Вы абсолютно правы, поэтому придётся начать с «бухгалтерии». За 12 месяцев 2009 года ревизорским аппаратом дороги было проведено 8328 проверок, в ходе которых выявлено 139083 нарушения, дано 11892 ревизорских указания и принято 20989 запретных мер. Если говорить более предметно, то за нарушения, угрожающие безопасности движения поездов, от работы было отстранено 1607 человек. Закрывались для движения 1722 стрелочных перевода, 418 путей станций, 81 перегон и 705 подъездных путей. Запрещалась эксплуатация 2762 технических средств – стрелочных переводов, устройств СЦБ и контактной сети. Возвращены на повторный ремонт 603 локомотива и 1021 вагон. Закрывались до устранения выявленных замечаний 184 цеха. 223 работника отправлены на внеочередную проверку знаний. И ещё многое-многое другое.

Поверьте, я это озвучиваю не для того, чтобы нагонять какие-то страсти и акцентировать внимание на репрессивной деятельности аппарата РБ, а для того, чтобы показать: проблем в обеспечении безопасности движения поездов было немало, как немало их остаётся и теперь. Дорога во многом остаётся консервативным механизмом. Таким же консервативным остаётся и характер её технологических и профессиональных нарушений.

 

– Выходит, что с этим надо смириться и принимать как данное? Ведь ревизоры не могут бежать впереди того, что по сути остаётся консервативным...

– Не совсем так. Я сказал «во многом консервативным». На сети дорог многое делается и в плане совершенствования технологий, изменения отношения, изменения психологии. Успешно реализуется план реформирования. Поэтому наша задача не бежать впереди паровоза, а чётко внимать конъюнктуре, следовать ей и учить этому других.

С этого года ревизорский аппарат будет уходить от принятия только технических мер, которые применяются из месяца в месяц и имеют определённую систему не только по количеству и периодичности выявления, но и по сезонности. Это не даёт достаточной эффективности, поскольку не рассматривает основных причин несоответствий и отступлений по содержанию технических средств, нарушений технологий ремонта и т.д. Поэтому в дальнейшем необходимо делать упор на принятие организационно-технологических мер, которые могли бы не только выявлять сущность проблем, но и минимизировать факторы рисков в хозяйствах.

 

– Такая задача реальна либо тогда, когда ревизорский аппарат – и отраслевой, и региональный – владеет не только узко своей специализацией, либо тогда, когда он работает в тесной связке с другими специалистами. Какой путь выбран?

– Комбинированный. Что касается первой части, то на ВСЖД введены в действие стандарты, регламентирующие проведение технического аудита в системе управления безопасностью по распоряжению ОАО «РЖД» от 2 июня 2009 года за номером 1150Р. Согласно ему ревизорский аппарат дороги прошёл специализированное обучение в Иркутском техническом университете на базе Восточно-Сибирского регионального инновационного отделения Европейского центра по качеству. Кроме того, по инициативе аппарата РБ обучение по правилам проведения технического аудита на базе нашего ИрГУПСа прошёл технический персонал оперативных служб дороги. Это уже ко второй части вашего вопроса. К ней же относится и создание в 2007 году дорожного ситуационного центра (ДСЦ), работа которого организована в двух направлениях: оперативно-техническом и аналитическом. Первое направление осуществляется под руководством сменного заместителя начальника ДСЦ, который имеет в оперативном подчинении диспетчерский аппарат технических служб и дирекций, находящийся в операционном зале ДЦУПа дирекции управления движением. Аналитика же происходит под руководством главного ревизора по безопасности движения поездов дороги и первого заместителя начальника ДСЦ. Слияние этих двух направлений и даёт тот искомый результат тесного взаимодействия специалистов различной направленности, о котором вы говорили. Скажу больше: в ближайшее время дорожный ситуационный центр вообще будет переподчинён заместителю начальника дороги – главному ревизору ВСЖД.

 

– Андрей Дмитриевич, не внесли ли коррективы в эти более-менее стройные концепции реформирование структур дороги и переход на безотделенческую схему работы? В частности, по вопросу взаимодействия НЗ регионов с линейным ревизорским аппаратом Иркутского участка дороги...

– Да. И к этому добавьте ещё то, что отсутствует пока единая политика в организации работы по обеспечению безопасности движения поездов на регионе, несоответствие системы учёта отказов и иных событий по границам регионов и т.д. Поэтому на уровне руководства дороги рассматривались три варианта реформирования ревизорского аппарата, а соответственно и системы управления безопасностью перевозочного процесса на всём нашем полигоне. Остановились на третьем варианте, который как раз и учёл те реалии, что сложились на дороге. Система работы ревизорского аппарата будет максимально адаптирована к создаваемым целевым отделам аудита и контроля с учётом взаимодействия с подведомственными хозяйствами. Данная структура будет наделена правами проведения технического аудита во всех подразделениях ОАО «РЖД» в границах дороги, а также расположенных здесь структурных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», связанных с движением поездов и обеспечением перевозочного процесса.

Причём деятельность отделов аудита будет основана не на подмене, а на дополнении функций деятельности ревизорского аппарата и аудиторов по безопасности движения поездов. Это позволит проводить единую политику во всех регионах дороги, выработать единую систему учёта отказов и нарушений, централизовать работу по внедрению технического аудита системы менеджмента безопасности движения поездов (СМБД) и т. д.

 

– И всё-таки, говоря о негативе, нельзя, наверное, возводить его в степень абсолюта и определять как общую тенденцию. Есть более слабые места, есть менее. На что в первую очередь должна быть нацелена реформа в области аудита и обеспечения безопасности движения?

– Есть выражение: «Предупреждён – значит вооружён». Так и здесь: зная слабые места и направления, можно уверенно и целенаправленно организовывать работу по снижению их численности и искоренению. Мы такие места знаем. Анализ нарушений последних лет показывает, что главной причиной поражений служат: физический износ оборудования, невыполнение планов и программ ремонта и модернизации оборудования, недостаточный уровень квалификации, подготовки кадров, трудовой и технологической дисциплины, слабое развитие систем инженерного мониторинга, диагностики технического состояния оборудования и его технологической защиты. Всё вышеперечисленное лежит в основе нарушений безопасности движения поездов, приводит к многочисленным сбоям в технологии выполнения работ по ремонту и обслуживанию пути, локомотивного и вагонного парка, а также других обустройств.

 

Контроль за безопасностью должен быть многоуровневымВот над этим и предстоит серьёзно и комплексно поработать как ревизорскому аппарату дороги, так и всем структурам, причастным к обеспечению безопасного движения поездов. Я думаю, что совместными усилиями мы сможем переломить ситуацию и повысить уровень безаварийной работы. У восточносибирцев для этого есть все возможности. Да и желание тоже. Значит, будем работать.

Владимир Палагутин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30