26 февраля 2021 04:34

26 февраля 2021 04:34

«Крематорий» для токсичных отходов

На станции Тагул начал работать цех по утилизации старых деревянных шпал.
Ежегодно при замене деревянных шпал на железобетон на ВСЖД их выбраковывается от 700 тыс. до 1 млн штук, что несёт серьёзную угрозу для окружающей среды. Каменноугольное масло, которым пропитаны шпалы, на 70% состоит из ароматических углеводородов и относится к 3-му классу опасности.

Транспортёр для подачи щепыНа станции Тагул начал работать цех по утилизации старых деревянных шпал.

Ежегодно при замене деревянных шпал на железобетон на ВСЖД их выбраковывается от 700 тыс. до 1 млн штук, что несёт серьёзную угрозу для окружающей среды. Каменноугольное масло, которым пропитаны шпалы, на 70% состоит из ароматических углеводородов и относится к 3-му классу опасности.

В соответствии с действующими требованиями природоохранного законодательства, материалы, обработанные токсичными антисептиками, не должны использоваться вторично и не по назначению. Однако не секрет, что встретить такую шпалу в качестве строительного материала можно не только на вспомогательных объектах дороги, но и в личных хозяйствах граждан – из них делают бани, сараи, помещения для скота, а то и... жилые дома.

– Этого не должно быть, – говорит начальник центра экологического контроля ВСЖД Людмила Круглякова. – Опасности подвергается не только жизнь людей, но и той среды, где используются данные отходы. Поэтому три года назад по решению ОАО «РЖД» на нашей дороге в рамках обеспечения экологической безопасности Байкальского региона было начато строительство предприятия по утилизации старой деревянной шпалы.

 

Производство максимально автоматизированоСтанция Тагул была выбрана не случайно – это очень удобное место на стыке двух участков дороги, которое позволяет планомерно разминировать от «экологической бомбы» сразу два полигона: Тайшет – Чуна по северному ходу и Тайшет – Тулун по главному. Стоимость инвестиционного проекта составила 84,3 млн руб., но по расчётам специалистов, при экономическом эффекте в 8,8 млн руб. в год производство может окупить себя уже через четыре года.

Комплекс развёрнут на базе ПМС-67 и представляет собой цех площадью в 4214 кв. м. Он состоит из участка сбора и подготовки нефтесодержащих отходов, площадки для временного их хранения и подачи старогодной шпалы на сожжение. Здесь при помощи рольганга, ленточного транспортёра и валковой дробилки шпалы превращаются в щепу, которая после накопления в приёмочных ёмкостях поступает на сожжение в инсинератор ИН50, разработанный специалистами ЗАО «Турмалин» из г. Санкт-Петербурга. Установка производительностью в 500 кг/час, или 12 тонн в сутки, приспособлена как для одновременного уничтожения шпал, так и производных от них нефтешламовых отходов. Зольный остаток составляет не более 3% от массы сжигаемого материала, и его можно хоронить на обычных полигонах твёрдых бытовых отходов.

 

– Проектом предусмотрено использование мощности теплообменника для отопления самого помещения цеха, – добавляет Людмила Круглякова. – А когда отработаем ритмичность поставок старогодной шпалы, избыток тепла будет направлен на отопление базы ПМС-67. Это позволит сэкономить затраты на содержание нынешней котельной до 3 млн руб. и на 70 тонн в год снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу...

В планах дороги строительство ещё одного такого же пилотного комплекса по утилизации вредных отходов на ст. Вихоревка. Соинвестором выступит ООО «Энергопромсбыт» – дочернее предприятие ОАО «РЖД».

Владимир Палагутин (фото Владимира Кузьмищева)