08 марта 2021 15:11

08 марта 2021 15:11

А путь у всех железный

Члены этой большой семьи не старались хватать звезд с неба. Зачем им звезды, когда есть работа по душе...
Железная дорога много дала династий. Большинство из них на слуху. Но есть и такие, что не считают важным привлекать к себе внимание, держатся в тени. Принадлежность к большой династии ведь не профессия. Вот и живущие в Иркутске Мандрики так считают. При подсчете на круг члены этой семьи отработали более 400 (четырехсот!) лет на железной дороге, из которых ни одного дня не прожито зря.

Большая семья Мандрик. (Слева направо) Василий, Валерий, Сергей, Нина, Галина, Надежда, Алексей.Члены этой большой семьи не старались хватать звезд с неба. Зачем им звезды, когда есть работа по душе...

Железная дорога много дала династий. Большинство из них на слуху. Но есть и такие, что не считают важным привлекать к себе внимание, держатся в тени. Принадлежность к большой династии ведь не профессия. Вот и живущие в Иркутске Мандрики так считают. При подсчете на круг члены этой семьи отработали более 400 (четырехсот!) лет на железной дороге, из которых ни одного дня не прожито зря.

 

На этот виадук, ведущий из Ново-Ленино в поселок Авиастроителей, Василий Мандрик обычно заходит, чтобы нейтрализовать проявляющиеся временами приступы ностальгии по своей работе. В этом отношении ему повезло. Не надо тратить время на дорогу. Нужно только выйти из здания правления автогаражного кооператива, где он председательствует, пройти по тротуару метров пятьдесят до начала пешеходного перехода и оказаться в точке, откуда просматривается вся территория станции Иркутск-Сортировочный. Все это пространство Василий считает своим. Вокзал, локомотивное и вагонное депо. И самое главное - восьмой пост четной горки, на которой он прокружил 34 года. Василий - бывший машинист маневрового тепловоза, не так давно ушедший в силу сложившихся обстоятельств на пенсию. Он и сейчас бы распускал да собирал составы. Но ишемия навязалась на его сердце...

 

Когда трудно, проблемы решаются сообща.Теперь Василий может появляться на железной дороге в качестве почетного гостя. Смотреть, как по знакомым ему направлениям его бывшие напарники разводят поезда. Давать советы на правах корифея. И изображать зеваку.

Бывает, высмотрит Василий двигающуюся в двух километрах от него маленькую змейку состава, и пытается по почерку угадать, кто управляет стоящим в голове маневровым тепловозом. У Василия много на дороге осталось друзей. Владимир Кондрашенко, Александр Васильев, Александр Конельский. Да и родни порядочно. Вот самый младший брат, Серега, на тепловозах уже 17 лет. Василию по секрету часто говорят, что братец у него мужик что надо. На работу легок да и смышленостью Бог не обидел. Иначе не стал бы он в локомотивном депо членом совета по безопасности движения. Не случайно его и в подменные определили. Машинист широкого профиля. Его маршруты проходят и на горке, и за пределами станции. Особенно когда в тепловозах возникает нужда там, где электровозы бессильны. Обычно такие выезды связаны со стихийными обстоятельствами. Как это произошло во время пожаров на мебельной фирме «Байкал», на складах базы «Сибкентавр», куда его тепловоз приводил противопожарный поезд.

 

Вообще владельцы фамилии Мандрик по всей Сортировке рассредоточились. Здесь трудится еще один родной брат Василия - Валерий. Место его работы тоже локомотивное депо. И он тоже уже в ветераны метит. В цехе по ремонту тепловозов считается одним из самых опытных дизелистов. Через его руки прошли не менее тысячи тепловозных двигателей, подлежащих всем видам ремонта.

Вот и сегодня Валерий занят восстановлением очередного. В ремонтную зону депо за последние три месяца поступили восемь тепловозов марки ТЭМ18д, произведенных на Днепропетровском локомотивостроительном заводе. У всех одна беда - выход из строя подшипников коленвала.

 

Валерию хочется дознаться, почему они разрушаются. Хоть этим вопросом озадачены самые грамотные инженеры. Говорят, даже комиссия из Днепропетровска приехала.

С Василием посовещался. Тот тоже не может взять в толк, почему они летят. Подобное может с любой новой техникой произойти. Сам он сталкивался со случаями, когда совершенно новые образцы техники выходили из строя в процессе эксплуатации. Однажды пришла партия тепловозов ТЭМЗ. Немного поездила и давай гореть. И Василию досталось. Восемь раз возникали на его машинах пожары. Когда провели экспертизу, выяснилось, что эти тепловозы не приспособлены для маневровых работ.

 

Василий каждый такой случай через свое сердце пропустил. И в 25 лет поседел. Он и в инструкторах по безопасности дорожного движения оказался из-за черты характера — не оставлять без внимания любую мелочь, которая способна повлиять на работу дороги. Когда выходил на пути, будто шестое чувство включалось. И проходя там, где до него побывали десятки других, обнаруживал нарушения габаритов путей, «падающие» на рельсы столбы, обрывы соединений болтов. А один случай стал поводом для присвоения ему звания «Почетный железнодорожник». Однажды, в ночную смену со своим напарником Николаем Сидоренко, во время проезда по пути, по которому должен был идти пассажирский поезд, Василий обнаружил раскантовку рельса.

 

Сейчас за безопасностью на этом участке приглядывает Сергей. Он тоже находил и разорванные стыки, и обрывы соединений болтов, и другие неисправности. У братьев безопасность всегда на первом месте. Случается, по семейным торжествам соберутся за одним столом, обязательно начинают сравнивать, кто более всего выявил нарушений. Чтобы братья не перессорились, тогда в их разговор вмешиваются сестры. Нина и Надежда тоже показывают свои награды. Надя - почетный железнодорожник, а Нина награждена медалью «Ветеран труда». Сестры — отставные повара, уже ив пенсии. Награды получили, работая в столовой депо. Надо думать, хорошо работали.

 

А вот у Галины, их младшей сестры, работающей в ВЧД-7, наград пока нет. Она пришла на железную дорогу 10 лет назад и работает дефектоскопистом. Зона ее ответственности - выявление трещин и микротрещин в колесных парах. Когда-то Галина пробовала работать киномехаником. Но все же предпочла железную дорогу. Среди сестер - самая младшая. И, возможно, в силу этой причины не знает подробностей того, как прикипала их семья к железной дороге.

А началось все с отца - Феофана Саввовича, который почти сорок лет назад срубил своими руками просторный дом. Когда же пришло время новоселья, выстроил своих детей по росту и назидательно сказал: "Крыша у вас своя есть, постарайтесь не сбиться с пути...". В то время совсем еще маленькие дети поняли его слова буквально. Отец у них работал в Иркутске-Сортировочном и любил пересыпать свою речь словом «путь». Считая, что этот путь и есть главный ориентир, дети добросовестно следовали его наказу. Подрастая, один за другим они шли работать туда, где когда-то пыхтел отцовский паровой кран.

 

На станцию Иркутск-Сортировочный Феофан Саввович приехал после окончания Великой Отечественной войны, во время которой служил в составе железнодорожных войск и восстанавливал железнодорожные пути, вплотную подходившие к передовой линии фронта. Много раз бывал под бомбежкой. Но самое тяжелое ранение получил, зайдя в будку стрелочника на станции, с которой только что выбили фашистов. Когда он со своим в основном женским отрядом стал наводить в помещении порядок, из-под стоящего посередине комнаты стола неожиданно выскочил не успевший убежать немец. Вместо того чтобы поднять руки вверх и сдаться, он ударил штыком старшего отряда, нанеся ему тяжелое ранение в живот. Выздоровев, Феофан Мандрик снова вернулся на фронт. После войны первым делом разыскал своего отца Савву Никифоровича, бывшего офицера царской армии, переквалифицировавшегося в коменданта станции Зима. После чего поехал за счастьем в Иркутск. И в результате внес свой существенный вклад в кадровую проблему дороги.

 

А теперь новое поколение Мандриков на дорогу пошло. Сын Василия вверил ей свою судьбу. Он работает слесарем в дирекции по ремонту тяжелой путевой техники. В составе бригады Александра Нерубенко он восстанавливает узлы путеремонтных машин. И у Надежды сын Вячеслав тоже подался в слесаря. Так что фамилия Мандрик дороге еще послужит.

Александр Иванов (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31