05 декабря 2020 06:15

05 декабря 2020 06:15

Инспектор совесть не заменит

На магистрали прошло региональное совещание представителей вагонных служб и дирекций по ремонту грузовых вагонов.
С 1 июля 2007-го на Восточно-Сибирской железной дороге начнет апробироваться пилотный проект по введению на сети Положения об инспекции по контролю за качеством ремонта и приемки грузовых вагонов департамента вагонного хозяйства, Положения о дорожных инспекторах по приемке вагонов и Регламента обеспечения качества ремонта грузовых вагонов в вагонных депо ОАО «РЖД».

На магистрали прошло региональное совещание представителей вагонных служб и дирекций по ремонту грузовых вагонов.

С 1 июля 2007-го на Восточно-Сибирской железной дороге начнет апробироваться пилотный проект по введению на сети Положения об инспекции по контролю за качеством ремонта и приемки грузовых вагонов департамента вагонного хозяйства, Положения о дорожных инспекторах по приемке вагонов и Регламента обеспечения качества ремонта грузовых вагонов в вагонных депо ОАО «РЖД».

 

Этому событию и было посвящено региональное совещание, собравшее в вагонном ремонтном депо Иркутск-Сортировочный представителей вагонных служб и дирекций по ремонту грузовых вагонов с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной и, само собой разумеется, Восточно-Сибирской дорог.

Открывая совещание, начальник департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николай Бочкарев отметил особую актуальность предстоящего разговора. Он подчеркнул, что здесь не случайно собрались не только начальники служб и дирекций вагонного хозяйства, но и начальники ремонтных и эксплуатационных депо, а самое главное — старшие приемщики вагонов, те люди, которым непосредственно придется внедрять в жизнь новые положения и регламент.

 

— К сожалению, качество ремонта грузовых вагонов на сети железных дорог оставляет желать лучшего, — сказал он. — По-прежнему высока доля отцепочного ремонта тех вагонов, которые не проработали в эксплуатации не только одного года или 6 месяцев, но даже и месяца после плановых и капитальных видов ремонта в вагонных депо. Ситуацию надо менять коренным образом. Именно поэтому компанией предлагается новый подход к контролю за качеством ремонта и приемки вагонов, об этом мы должны поговорить серьезно и откровенно.

 

altХозяева совещания и будущие исполнители пилотного проекта не стали скрывать и своих недочетов. Начальник службы вагонного хозяйства ВСЖД Ренат Ибятов отметил, что на Восточно-Сибирской только за 4 месяца 2007 года в отцепочный ремонт поступило 55 вагонов, не проработавших в эксплуатации и месяца после деповского ремонта. По сравнению с 2006 годом это рост на 17 единиц.

— Хотя среднедорожный коэффициент качества ремонта грузовых вагонов у нас чуть повыше общесетевого - 0,0392 против 0,0393, почивать на лаврах не приходится. Самое печальное, что основными причинами отказов технических средств, которые приводят к внеплановым видам ремонта, являются отказы из-за плохого качества предыдущих работ. Они составляют 85% от общего количества отказов по дороге. Одной из причин такого положения дел является отсутствие системы качественного и ответственного подхода к сдаче и выпуску продукции из ремонта, — сказал Ренат Ибятов.

 

Развивая мысль своего коллеги, начальник Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов Евгений Мальцев остановился именно на этом аспекте рассматриваемого вопроса:

- Создание универсальной структуры управления качеством - дело не новое. Попытка уже была в 2006 году. В соответствии с приказом №78 президента компании ОАО «РЖД» и распоряжением руководства дороги на предприятиях нашей дирекции были введены 24 должности бригадиров по качеству и определен порядок их взаимодействия с приемщиками вагонов. Дело вроде бы пошло на поправку. Но в связи с изменением штатного расписания с января 2007 года практически все бригадиры по качеству были переведены на другие должности или попали под сокращение, и только один из них остался в вагонном депо Иркутск-Сортировочный. Таким образом, резерв подменных приемщиков в эксплуатационных депо мы потеряли. Поэтому предлагаемую концепцию создания инспекции по контролю за качеством ремонта и приемки грузовых вагонов мы приветствуем и готовы выступить в качестве «испытательного полигона» для данного проекта.

 

Разговор о создании института инспекторов сразу принял дискуссионный характер. То, что приемщики вагонов сейчас далеко не те фигуры, которые раньше приравнивались едва ли не к уровню заместителя начальника депо - не секрет. Престиж профессии и зарплата сегодня таковы, что на должности не выбирают, а назначают. Соответственно так же относятся к их замечаниям.

Но, с другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов персональную ответственность и профессиональную совесть тех, кто работает с конкретными браками и проводит ремонт выявленных дефектов.

— Можно завести еще карточки персональной ответственности, штампы и печати, - делится мнением старший приемщик вагонов депо Могочи  Забайкальской  железной дороги Алексей Семенов, - но добавит ли это что-либо к тем формам  отчетности, которые уже существуют и подписываются бригадирами и мастерами? Необходимо добиваться того, чтобы каждый специалист нес не «отчетную», а нравственную ответственность  за  выполненную работу.

 

Против этого возражать трудно. Реалии же пока таковы, что без жесткого института контроля дороге никуда не уйти. Поэтому, рассмотрев предложенный вариант создания общедорожной инспекции контроля за качеством, собравшиеся внесли и свои предложения.

В частности, восточносибирцы настаивали на включение в Положение таких пунктов, как создание при вагоноремонтных предприятиях отделов технического контроля, введение личного клейма для исполнителей работ и персональной материальной ответственности для лиц, допустивших браки. Дорожный же инспектор по качеству приемки вагонов должен осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины и работой отдела технического контроля.

 

Все присутствующие на региональном совещании поддержали предложение о корректировке системы проведения рекламационной работы. Существующая сегодня исключает полное взаимодействие между ремонтными и эксплуатационными депо и не позволяет грамотно работать с потребителями. Таким связующим звеном могло бы стать создание АРМ «Рекламационная работа» общесетевого значения, которое помогло бы не только вести учет всех актов-рекламаций, но и на основе ежедекадных, ежеквартальных и годовых анализов выдавать информацию по так называемым «узким местам», за которые несут ответственность конкретные работники эксплуатационных и ремонтных депо.

 

Подводя итог совещанию, Николай Бочкарев подчеркнул, что качество сегодня - один из ключевых моментов не только в обеспечении безопасности движения поездов и перевозочного процесса, но и конкурентоспособности.

— Сегодня уже не новость, — сказал он, — что многие крупные  компании-грузоотправители создают собственную ремонтную базу, строят депо. К тому же, приобретая наш подвижной состав, они не закладывают в сметы своих расходов оплату отцепочных ремонтов, которые произошли по вине наших нерадивых работников. Поэтому вопрос, который мы рассматривали, это и вопрос выживаемости.

 

Совещание принесло несомненную пользу, но окончательную точку его участники ставить не стали. Вопрос остается открытым для любых предложений, от кого бы они ни исходили. И даже после того, как пилотный проект начнет с 1 июля действовать на Восточно-Сибирской дороге, торопить события никто не будет. Это как раз тот случай, когда «наломать дров» несложно, а вот исправлять последствия придется высокой ценой.

Владимир Палагутин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31