05 декабря 2020 14:28

05 декабря 2020 14:28

Забвению не подлежит

Что мы знаем об истории фотографии? Как пришло это искусство в Иркутск? Недавно вышла в свет новая книга Эльвиры Каменщиковой «В поисках Минизини», открывшая еще одну страницу в истории Иркутска. За два года до празднования 100-летия Кругобайкальской железной дороги вышла в свет книга «Итальянцы на берегах Байкала». Автор книги Эльвира Каменщикова проделала колоссальную работу, восстановив сотни имен итальянцев — строителей Кругобайкалки, их судьбы, судьбы их семей.

Нижний ряд первый справа Джованни Минизини.

Что мы знаем об истории фотографии? Как пришло это искусство в Иркутск?

Недавно вышла в свет новая книга Эльвиры Каменщиковой «В поисках Минизини», открывшая еще одну страницу в истории Иркутска.

За два года до празднования 100-летия Кругобайкальской железной дороги вышла в свет книга «Итальянцы на берегах Байкала». Автор книги Эльвира Каменщикова проделала колоссальную работу, восстановив сотни имен итальянцев — строителей Кругобайкалки, их судьбы, судьбы их семей.

 

Эта книга разошлась в основном в Иркутске. Многие не знают о ней. А те, кто знает, удивляются; как же так получается? Десятки лет мы читали о Кругобайкалке, ездили по ней, ходили по тем местам, любовались грандиозными и прекрасными сооружениями. И не задумывались о том, как же все это было построено, кто добывал эти камни, обтесывал, складывал из них галереи, стенки, виадуки, тоннели...

Лучше, чем А.С.Пушкин, не скажешь: «...но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». Тем больше цена этой книги.

Теперь, когда вы едете на экскурсионном поезде по Кругобайкальской железной дороге, многое из того, о чем рассказывает экскурсовод, почерпнуто из этой замечательной книги.

 

Издание, безусловно, колоссальное. Как теперь говорят, эксклюзивное. И, конечно, с увлечением читаешь о подробностях жизни и работы строителей, находишь ответы на вопросы, зачем и почему, из каких мест приехали в Сибирь итальянские каменотесы, каменщики, мастера-строители, каково им пришлось в суровые зимы, в постоянной сырости, в опасности обрушений, завалин. У многих были семьи. Им тоже приходилось учиться жить по-новому. Многие итальянские рабочие нашли здесь русских жен, сложились семьи. Но судьбы их были, по большей части, ужасны. Одних арестовали и расстреляли. Другие, в том числе и русские жены, не знавшие итальянского языка, вместе с грудными детьми были высланы в Италию.

 

Фотографии кинотеатра 'Гигант', начало 20-х, фото Д.Минизини.В общем, читайте книгу. Она интересна. И не только для нас, сибиряков. Вот письмо, которое пришло в адрес Иркутского музея связи из Петербурга. Его написала наша землячка из Усолья Инна Петровна Забелина. Она живет в Петербурге, занимается краеведением, ей попала в руки книга Эльвиры Каменщиковой. «...Спешу сообщить, что 13 декабря 2006 года состоялся мой доклад в Доме ученых — перед серьезным собранием университетских и эрмитажных итальянистов. Я рассказала об истории строительства Транссиба и Кругобайкальской железной дороги, сопровождая рассказ слайдами. Особенно всех поразило участие итальянцев в этих трудах. Это обстоятельство нашим ученым оказалось совершенно неизвестным. Большое спасибо автору книги «Итальянцы на берегах Байкала» Эльвире Каменщиковой, потому что ее подробные исследования просто потрясли эту почтенную аудиторию».

 

«Потрясли...». Нас, конечно, потрясти труднее. Мы, как ни хвали нас, все же менее любознательны и благодарны. Что есть, то есть. Мы часто не умеем по достоинству ценить ни нашу природу, ни воду, которой мы пользуемся как никто на свете - без всякой меры, ни свою историю, ни наших земляков — писателей и исследователей...

Когда исследователь углубляется в суть событий и судеб, невольно выстраиваются боковые ветви. Так случилось и на этот раз.

Рассказывая о трагических событиях 38-го года, автор книги писала об Анне Минизини, ее аресте, допросах и высылке в Италию. И задает вопрос: нет ли связи между Анной Минизини и Д. Минизини, знаменитым фотографом 20-30-х годов, тем более что у них был общий адрес: 6-я Солдатская (ныне улица Литвинова). Этот адрес был указан на обороте фотографий и открыток Д. Минизини. И вот так — ниточка за ниточкой вырисовывается судьба семьи Минизини.

 

Оказывается, что фотограф Джованни Минизини — брат Анны, а их отец Джузеппе Минизини — ветеран Транссиба и Кругобайкалки. С 1896 года он в России, на заработках. К 1900 году его семья обосновывается в Иркутске, сам он, а возможно и Джованни Минизини, работает на кругобайкальских тоннелях. Смутное время 20-х заставляет многих иностранцев покинуть Россию. Уезжает с семьей, внучками и Джузеппе Минизини, сначала в Харбин, затем на родину, в итальянский городок Бую. Его сын Джованни Минизини, к этому времени уже известный мастер фотографии, остается в Иркутске. В Иркутск возвращается из Харбина его сестра Анна.

Так судьба строителя Кругобайкальской железной дороги оказывается связанной с нашим городом. Но, как говорится, исследователь — это надолго, И Эльвира Каменщикова распутывает новую нить человеческих судеб, открывает еще одну страницу в истории Иркутска, и все это воплощается в ее новой книге «В поисках Минизини», которая только что вышла из печати.

 

Сейчас в обществе, по крайней мере в Иркутске, заметно возрос интерес к истории, и в частности, к истории своей семьи, к родословной. Активно работает общество «Родословие», в учебных заведениях организуются конференции и конкурсы среди учащихся по этой тематике. И, как правило, рассказ о своих предках сопровождается фотографиями. Очевидно, фотография, как документ, сохраняет для следующих поколений наглядный, зримый образ истории.

Но что мы знаем об истории фотографий? Как пришло это искусство в Иркутск? Кто авторы этих удивительных снимков на красивых, с золотым тиснением паспарту, с вензелями и печатями? Кто делал эту наглядную историю? Кто они, подарившие нам возможность увидеть наших предков, одежду старого покроя, интерьеры, улицы и дома? Как ни обидно, но вряд ли кто из нас знает имена этих мастеров-художников. А ведь они — тоже наша история, в том числе и история Иркутска. И их судьба — частица нашей общей судьбы, судьбы России.

 

В новой книге Эльвиры Каменщиковой вы найдете материал по истории иркутской фотографии, начиная с дагерротиписта А.Давиньона (1845 год), с первого фотографа Августа Карловича Гофмана (1858 год). Но самое увлекательное — судьбы мастеров фотографии: Густава Энне, Ромуальда Каупе, Григория Лустенберга, братьев Сидоровских, Михаила Беляева, Егора Яковлева, семьи Поляковых и многих других. И, конечно, нельзя пройти мимо имен Джованни Минизини и кинематографиста, владельца первых иркутских кинотеатров Антонио Микеле Донателла, в память о котором бывшему кинотеатру «Хроника» возвращено прежнее название «Дон Отелло». У каждого из них своя судьба, и, как ни горько это признавать, часто трагическая. В лучшем случае кто-то из них покинул Россию, а о других говорят приговоры НКВД: «арестован» - «приговорен» - «расстрелян». За что? Да ни за что. Были чудовищные планы, установки — и под них перемалывали тысячи людей.

 

Вот фотография 1 января 1930 года: группа фотографов только что встретила Новый год. Среди них Григорий Лустенберг, Франческо Фонтана, Джованни Минизини. Но чтобы установить, что крайний справа именно Джованни Минизини, чтобы он обрел имя и фамилию, автор книги в течение двух лет работала в архивах, встречалась со множеством людей, родителя которых или они сами были каким-то образом связаны с фотографическим делом. В этих поисках и открывались десятки других имен, о которых идет речь в этой книге. А началось-то все с поиска ветерана Кругобайкалки Джузеппе Минизини.

Друзья встречают Новый, 1930-й год. Обстановка праздничная и даже шутливая. Но за окном вдруг проглядывает чье-то искаженное, страшное лицо. Или виденье, призрак? Или предостережение? Двое с этой фотографии будут расстреляны, третья побывает в тюрьме, но сможет вырваться. Еще двое навсегда покинут Россию, ставшую для них родиной.

 

30-е годы. Люди любят фотографироваться. На улицах города стоят особые фотоагрегаты — пятиминутки. Можно сфотографироваться, не заходя в фотоателье и по более низкой цене. Казалось бы, самое невинное занятие. Но вот на фотоснимке на заднем плане просматривается очередь за каким-то товаром или продуктом. И все — мастер уже не фотограф, он — шпион, враг народа. И конец его неизбежен. Автор книги приводит выдержки из подлинных протоколов допросов, по часам раскладывает историю своих героев. Надо отдать должное Эльвире Каменщиковой — она не только писатель, она исследователь судеб людей, о которых пишет. Это документальная проза, основанная на тщательном изучении архивных материалов.

 

Я думаю, что эта книга совершенно необходима в музеях и библиотеках. Она будет интересна всем людям, занимающимся историей, коллекционированием, стариной. Она просто интересна для чтения, в ней десятки замечательных, редких фотографий 20-30-х годов прошлого века.

Мне посчастливилось быть среди первых читателей этой книги. И поверьте — это действительно интересное, увлекательное и познавательное чтение.

Галина Ганенко, филолог.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31