26 ноября 2020 03:38

26 ноября 2020 03:38

Где профилактика, там и результаты

Мнение профессионалов дороги о том, как усовершенствовать и усилить профилактику безопасности и безаварийной работы нашей магистрали. На минувшей неделе за круглым столом в редакции газеты «Восточно-Сибирский путь» собрались ведущие специалисты аппарата главного ревизора дороги по безопасности движения поездов. Тема встречи - профилактика безаварийной работы. Открывая заседание круглого стола, главный редактор «Восточно-Сибирского пути» Евгений Богачев отметил, что встреча проходит в преддверии открывающегося технико-экономического совета ВСЖД по безопасности движения поездов.

Алексей Самолюк и Евгений Богачев

Мнение профессионалов дороги о том, как усовершенствовать и усилить профилактику безопасности и безаварийной работы нашей магистрали.

На минувшей неделе за круглым столом в редакции газеты «Восточно-Сибирский путь» собрались ведущие специалисты аппарата главного ревизора дороги по безопасности движения поездов. Тема встречи - профилактика безаварийной работы.

Открывая заседание круглого стола, главный редактор «Восточно-Сибирского пути» Евгений Богачев отметил, что встреча проходит в преддверии открывающегося технико-экономического совета ВСЖД по безопасности движения поездов. Приглашая ревизоров аппарата РБ, журналисты редакции хотели бы донести до читателей мнения этих опытных специалистов, для чего была избрана именно такая форма подачи газетного материала. За последнее время ситуация в этом вопросе на дороге стабилизировалась. Деятельность магистрали по усилению профилактики безопасности движения получила положительную оценку президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Тем не менее на дороге есть еще немало резервов для повышения уровня безаварийности.

 

Игорь Мацыбаров.Игорь Мацыбаров, дорожный ревизор по безопасности движения по специальному подвижному составу: - Многие проблемы возникают из-за того, что руководители предприятий попросту «завязли» в бумажном водовороте, в написании всевозможных отчетов, в составлении всегда, «срочных» справок. Им нередко попросту не хватает времени для проведения серьезной профилактической работы в бригадах, цехах, колоннах. А техническая учеба пускается на самотек и проводится ради все той же пресловутой «галочки».

 

Алексей Самолюк, дорожный ревизор по безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок: - Беда в том, что многие руководители рассматривают вопросы профилактики безопасности движения поездов как некую обузу, доставшуюся им вместе с командной должностью. Про себя такие организаторы производства «мыслят» по незамысловатой схеме — это неугомонным ревизорам больше всех надо, а мы и без их всевозможных проверок можем спокойно жить...

Игорь Мацыбаров: — И такое имеет место. Тем не менее замечу, что иные командиры попросту не выдерживают контрольно-проверочный марафон. Смотрите, что происходит в жизни. Сегодня предприятие проверяют работники отделения дороги, завтра им на смену приезжают специалисты отраслевых служб, а послезавтра, глядишь, и департамент подоспеет... Причем беспрерывные проверки идут не только в вопросах безопасности движения, но и охраны труда, профилактики производственного травматизма, финансовой дисциплины и т.д.

 

Алексей Самолюк: — Я бы не стал столь категорично обобщать. Неоспоримо, что многое, если не все, в вопросах предупреждения нарушении безопасности движения зависит от личностных качеств руководителей, и, в частности, от их умения именно управлять, а не командовать. Беда в том, что многие вчерашние выпускники отраслевых учебных заведений не имеют самых элементарных навыков работы с людьми. Со временем такие спецы получают достаточно высокие должности, но «шлейф» прежних жизненных установок незаметно для них самих все так же тянет их к прежней профессиональной инфантильности. Поэтому, став руководителями, они тот же вопрос повышения уровня квалификации, образовательного уровня своих подчиненных рассматривают как нечто второстепенное.

 

Владимир Агафонов, дорожный ревизор по безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве: — Не секрет, что многие ЧП являются следствием низкого профессионального уровня работника и нарушений технологической дисциплины. Камнем преткновения становится и пресловутый местнический менталитет, когда в угоду поддержания приятельских отношений, допустим, те же техники-расшифровщики скоростемерных лент идут на сокрытие тех или иных нарушений. Логика таких «деяний» проста — как я могу «обидеть» машиниста-нарушителя, если он мой сосед, и знакомы мы едва ли не с детства. И неважно, что такое доброхотство может обернуться бедой...

 

Редакция: — 2007 год на ВСЖД объявлен годом регламента переговоров. Только ведь порядок можно навести и за несколько месяцев...

 

Алексей Самолюк: - Б принципе, само по себе соблюдение регламента переговоров — дело не сложное. Для дисциплинированного работника. В идеале весь процесс служебных переговоров должен проходить в режиме осмысленного автоматизма. Однако в жизни, к сожалению, бывает далеко не так, как необходимо. Просто диву даешься, отчего в некоторых переговорах между машинистом локомотива и дежурным по станции так много отсебятины, общей непоследовательности. Такие вольности — это не детские шалости, а прямая угроза безопасности движения поездов. Поэтому и было принято решение бороться всем миром с любителями импровизаций во время выполнения регламента. Для этого стараемся в полной мере использовать неоспоримую объективность записей на служебных регистраторах переговоров.

 

Владимир Агафонов: — Меня особо беспокоит тот факт, что необходимость ужесточения соблюдения регламента переговоров не в полной мере осознали не только рядовые исполнители, но и некоторые руководители отделений и служб. Каждому должно быть понятно — почти все нарушения безопасности движения так или иначе связаны с нарушениями регламента служебных переговоров. В этой связи мы вынуждены усиливать спрос за то, как сами руководители контролируют выполнение регламента на подведомственных им предприятиях.

 

Редакция: — Иными словами, тотальный контроль в каких-то случаях просто необходим. И все же, перед тем как спросить с исполнителя, его надо прежде научить.

 

Игорь Новичков.Игорь Новичков, заместитель главного ревизора ВСЖД по безопасности движения поездов:  — На дороге действует достаточно отлаженная система подготовки и переподготовки кадров. Убежден, что в вопросах усиления профилактики нарушений безопасности движения нам необходимо шире использовать опыт ветеранов дороги. Работа на железнодорожном транспорте требует особой бдительности, дисциплинированности и ответственности от каждого, кто связан с перевозочным процессом. Представителям старшего поколения эти качества присущи в полной мере. Поэтому необходимо в полной мере задействовать их знания и творческий потенциал. Большую роль в моем профессиональном становлении сыграли многие, но особенно я благодарен Юрию Ивановичу Черняеву. В Слюдянке немало его учеников. И сейчас Юрий Иванович, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает передавать свой богатейший опыт молодым.

 

Игорь Мацыбаров: — К сожалению, в самой системе подготовки машинистов ССПС есть недоработки. Шестимесячные курсы в ДЦО Нижнеудинск подразумевают обучение помощников машинистов с определенным стажем работы в этой должности и адаптированных к эксплуатационной работе. Однако последние экзамены показали, что половина курсантов — это вчерашние монтеры пути с определенным менталитетом, И как следствие - невысокие результаты знаний.

 

Алексей Самолюк: — В определенной мере недоработки есть и в системе подготовки специалистов более высокого ранга. Многие руководители предприятий не прошли какой-то серьезной жизненной школы, не имеют управленческих навыков. Став в силу разного рода обстоятельств руководителями, они продолжают мыслить «ученическими» категориями. Те же вопросы повышения квалификации своих подчиненных ими воспринимаются как некая обуза. И  получается, что реально процессами подготовки и переподготовки кадров занимается лишь узкий круг специалистов отделов ДЦО. А в результате на практике мы имеем дефицит профессионалов. Чему удивляться, если во время комиссионных проверок мы вынуждены отменять осмотры на десятках станций.

 

Сергей Мухомедзянов.Сергей Мухомедзянов, дорожный ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству пути: — В последнее время в дистанциях пути существенным образом обновился средний командный состав. У некоторых командиров за плечами диплом института, однако навыки организатора производства у них почти отсутствуют. В советские времена многие путейцы получали азы реального производства в студенческих строительных отрядах. Да и производственная практика была более основательной.

 

Игорь Мацыбаров: — Сейчас же практикантов используют нередко как разнорабочих. А до реального производства их и не допускают.

 

Редакция: — В 2006 году исполнилось 45 лет с момента зарождения на железнодорожном транспорте движения общественных инспекторов по безопасности движения. Какова их отдача сегодня?

 

Владимир Агафонов: — Общественные инспекторы — громадная сила. Они оказывают руководителям предприятий большую поддержку. Однако приказными методами руководить работой советов теперь уже вряд ли возможно. Необходимо, чтобы работой общественности более предметно занимались профсоюзные комитеты на местах.

 

Антон Шулунов и Владимир Агафонов.Антон Шулунов, дорожный ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству электроснабжения: — Сейчас на ВСЖД работают свыше семи тысяч общественных инспекторов. Советы дозорных возглавляют, как правило, первые лица предприятий. Создана отлаженная система стимулирования лучших общественных инспекторов.

 

Игорь Мацыбаров: — Другое дело, что иногда эта система дает сбои. Возьмем, к примеру, ответы на замечания машинистов. Часто это элементарные отписки. Другая беда — нередко ответы на замечания машинистов перепоручаются рядовым специалистам, а у самих руководителей все руки не доходят.

 

Редакция: — Мы говорим о мотивации в вопросах профилактики безопасности движения. А есть ли возможность стимулировать труд самих ревизоров?

 

Алексей Самолюк: — На исходе 2006 года служба перевозок разработала Положение «О повышении мотивации труда ревизоров движения». Дело в том, что только движенцы имеют столько ревизоров. Их сейчас на магистрали 25 человек. В свое время участковые ревизоры отделов перевозок во многом определяли работу хозяйства, так как имели достаточно высокий статус и были наделены реальными рычагами воздействия на весь перевозочный процесс.

 

Игорь Мацыбаров: — И как в этой связи не вспомнить одного из ярких представителей цеха ДНЧ прошлых лет — Роберта Федоровича Максимова, не один десяток лет проработавшего на Иркутском отделении дороги. Для многих движенцев Восточно-Сибирской он был и учителем, и наставником.

 

Алексей Самолюк: Все, кто трудился рядом с этим замечательным человеком, поражались его профессиональной эрудиции и неуемной энергии. Совсем недавно, уже в преклонном возрасте, он отошел от активной работы. До этого Максимов продолжал трудиться преподавателем отдела ДЦО на станции Суховская. Хотелось бы, чтобы нынешнее поколение участковых ревизоров работало с такой же высочайшей самоотдачей, как это умел делать уважаемый Роберт Федорович. Для этого и прорабатываются оптимальные варианты по стимулированию труда ревизоров.

 

Редакция: — Благодарим всех выступивших за участие в разговоре. Вывод из всего услышанного напрашивается один — какая бы совершенная техника ни создавалась, какой бы запас прочности ни вкладывался в путь или подвижной состав, человеческий фактор остается главенствующим на железнодорожном транспорте. Состоявшийся разговор укрепил нас в понимании этой истины.

Борис Ступин, Владимир Палагутин (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30