06 марта 2021 05:37

06 марта 2021 05:37

Багаж знаний рабочему не в тягость

Чтобы будущие рабочие на пути к специальности могли использовать новейшие технологии, им нужен опытный лоцман в лице грамотного преподавателя.
На ВСЖД прошло сетевое совещание руководителей служб управления персоналом, отделов профобучения и развития персонала, начальников дорожных учебных центров и техшкол ОАО «РЖД».

Чтобы  будущие рабочие на пути к специальности могли использовать новейшие технологии, им нужен опытный лоцман

в лице грамотного преподавателя.

 

На ВСЖД прошло сетевое совещание руководителей служб управления персоналом, отделов профобучения и развития персонала, начальников дорожных учебных центров и техшкол ОАО «РЖД».

 

Согласно утвержденной программе, участники совещания подвели итоги за минувший год, определились с приоритетами на год нынешний и, уделив большое внимание вопросам  профобучения рабочих кадров, рассмотрели проблемы создания современной материально-технической  и учебно-лабораторной базы техшкол и учебных заведений.

На совещании прозвучали предложения, соответствующие духу времени и ритму проходящих на железной дороге реформ. Например, в дорожных центрах обучения и техшколах предлагается предусмотреть должность программиста, ввести интенсивную подготовку помощников машинистов, внедрить  входной, промежуточный и выходной контроль знаний обучающихся, организовать на дорогах координационные советы, контролирующие ход профобучения.

 

Широкий спектр идей был посвящен сотрудничеству с отраслевыми вузами, обмену методическими разработками и опытом, совместному использованию тренажеров. Но, пожалуй,  больше всего выступающие говорили о работе преподавателей.  Они подчеркивали, что в то время, когда вся система подготовки рабочих кадров претерпевает изменения, в преподавательском корпусе ощутимых перемен не происходит. На этом же подробно остановился в своем докладе заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Михаил Корвяков. Он отметил, что «в техшколах и учебных центрах есть серьезные недоработки по составу преподавательских кадров, особенно по их численности, уровню образования, повышению квалификации. Сейчас в техшколах и учебных центрах работает около 1,5 тыс. преподавателей. Из них только 494 имеют базовое образование».

Развивая эту мысль, Михаил Корвяков подчеркнул, что, например, в учебно-производственном центре Волховстроя Октябрьской дороги работает всего один штатный преподаватель. И это не единственный случай. Сейчас преподавательскую нишу в основном  заполняют  специалисты-практики. У них есть опыт, но нет глубоких педагогических знаний.

 

Пристальное внимание участников совещания вызвал вопрос, касающийся совершенствования материально-технической и лабораторной базы учебных центров и техшкол. Михаил Корвяков отметил, что ее состояние, достаточность и современность – важнейший фактор повышения качества профессионального обучения рабочих кадров. В минувшем году приобрели рабочую специальность 37760 специалистов и примерно столько же человек прошли курсы повышения квалификации.

Еще четыре года назад эта база не соответствовала требованиям дня. Но теперь, благодаря выделяемым в необходимых количествах инвестициям, в 21 учебном центре и 31 технической школе имеются все предпосылки для улучшения образовательного процесса. Они укомплектованы тренажерными комплексами для обучения помощников машинистов навыкам управления локомотивами и железнодорожными строительными машинами. В этом году учебным учреждениям на укрепление материально-технической базы предстоит освоить почти 474 млн. руб. Деньги предназначены Калининградской и Сахалинской техшколам, Котласскому, Самарскому, Екатеринбургскому и другим учебным центрам.

 

Подробно остановившись на плюсах и минусах сегодняшней системы подготовки рабочих кадров, начальник отдела департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва говорил о роли и задачах службы управления персоналом железных дорог, о необходимости сокращения теоретической программы и увеличения практических занятий, привел примеры эффективной работы. В числе лучших он назвал сформировавшуюся систему подготовки рабочих кадров на Восточно-Сибирской дороге.

 Как рассказал начальник ДЦО ВСЖД Борис Анисимов, в минувшем году на базе учебного заведения прошли обучение свыше десяти тысяч человек. Половина выпускников приобрела рабочую специальность. Остальные – повысили профессиональный уровень.

 

ДЦО ВСЖД  – один из самых мощных в структуре образовательных учреждений компании.  Здесь осуществляется подготовка специалистов для Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной, Сахалинской дорог. А для Монголии ведется подготовка дефектоскопистов.

Участники совещания признали целесообразным создание совета профессиональной подготовки рабочих кадров при Корпоративном центре развития профобучения. На первый план было выдвинуто  также решение задач по оптимизации деятельности всех железнодорожных техшкол,  проведение активной политики по укомплектованию учебных центров и техшкол преподавателями.

 

Александр Иванов. Фото автора.