06 марта 2021 05:08

06 марта 2021 05:08

Все, как на большой

ОАО «РЖД» приняло концепцию развития детских железных дорог до 2010 года. Отсчет - с 2008-го.
Известное выражение гласит: любая дорога, какая бы длинная она ни была, начинается с первого шага. Железная дорога не исключение. И для многих она начинается с детского увлечения.
Детская железная дорога на острове Юность в Иркутске дала путевку в жизнь многим поколениям железнодорожников, среди которых и большие руководители, и классные мастера, и просто хорошие люди.

Юный машинист Владимир ПашковОАО «РЖД» приняло концепцию развития детских железных дорог до 2010 года. Отсчет - с 2008-го.

Известное выражение гласит: любая дорога, какая бы длинная она ни была, начинается с первого шага. Железная дорога не исключение. И для многих она начинается с детского увлечения.

Детская железная дорога на острове Юность в Иркутске дала путевку в жизнь многим поколениям железнодорожников, среди которых и большие руководители, и классные мастера, и просто хорошие люди. Поэтому неудивительно, что в концепции развития малых дорог России главной целью ставится не просто их развлекательная направленность, а профессионально значимый интерес - от ориентации подростков на освоение нужной и почетной работы до первоначальной подготовки железнодорожных кадров.

 

- С 1939 года по сегодняшний день мы не старались быть просто аттракционом, - говорит начальник ДЖД Валентин Красюков. - Для этого достаточно было бы иметь несколько вагонов, трамвайную линию и пару опытных машинистов. Дорога изначально задумывалась и создавалась как срез производства, как полигон, на котором мальчишки и девчонки могли бы примерить на себя рабочие спецовки, узнать о заботах родителей и сделать осознанный выбор. Поэтому у них все как на „взрослой“ дороге - локомотивное депо, вагонное хозяйство, пути, вокзальные хлопоты. И профессии - самые настоящие.

- Очень важно, что весь курс обучения на детской дороге ориентирован на реалии большой магистрали. Никому не нужны специалисты вчерашнего дня, - продолжает Валентин Красюков. - Поэтому учебные программы и учебная база постоянно идут в ногу со временем. Концепция, утвержденная 30 января 2008 года, как раз и подразумевает, что до 2010 года  все детские железные дороги России должны стать не только современной образовательной базой, но и современным производственным комплексом.

 

Возможности для этого есть. На совещании у начальника ВСЖД к осуществлению поставленных целей подключены все службы дороги, определены не только резервы, но и источники финансирования. Немалые средства выделяет и ОАО „РЖД“. В частности, уже в этом году проплачены работы по подготовке проектной документации на строительство подмостового тоннеля под новым ангарским мостом, что обеспечит безопасность вагонов от попадания на них случайных предметов. СМТ №14 уже готов к реализации проекта. В локомотивном депо Слюдянка завершается реконструкция тепловоза ТУ2, который, без преувеличения, станет локомотивом будущего. На нем установят не только современное навигационнное оборудование, но и все новинки управления и контроля за безопасностью. Один такой тепловоз уже стоит в депо малой железной дороги и вызывает восхищение не только у детей, но и у взрослых специалистов. Ожидается обновление вагонного парка. Об этом позаботится региональная дирекция по обслуживанию пассажиров. Инструктор пассажирского хозяйства ДЖД Наталья Подольшецкая новым вагоном довольна

 

- Мы постараемся сделать эту работу не тривиально, - говорит главный инженер РДОП  Олег Жарников. - Сейчас в вагонном депо Иркутск-Пассажирский проходит подготовку так называемый ретро-вагон, в котором будет воссоздана обстановка начала прошлого века - стильное освещение, драпировка, обстановка салона и так далее. В перспективе подготовим все вагоны детской дороги таким образом, чтобы каждый из них имел свою изюминку.

Особой гордостью ДЖД должен стать класс обучения дежурных по станции. Он будет полным аналогом существующего на Восточно-Сибирской центра управления перевозками. Здесь будут установлены мощные компьютеры, завязанные на общий сервер ВСЖД, программное обеспечение, современные методики работы движенцев. Оборудовать класс и подготовить  специалистов-преподавателей берется дорожный ЦУП.

 

Не минует модернизация и путевое хозяйство малой дороги. Уже в этом году будут завершены работы по установке приборов проверки нагрева букс подвижного состава (КТСМ), а до 2010 года большая дорога обязалась заменить материалы верхнего строения пути - вместо старых деревянных шпал будут уложены железобетонные, и ДЖД обретет свой „бархатный“ ход. Работы начнутся уже в сентябре этого года.

Хорошей перспективой руководство детской железной дороги считает строительство гостиницы на 50 мест для детей, приезжающих учиться на ДЖД с периферии. Сейчас они проживают на базе отдыха в Смоленщине и добираются к месту учебы на дежурных автобусах. Утомительная дорога, потеря времени. И никакой возможности познакомиться с достопримечательностями большого города. Со строительством гостиницы двухнедельное пребывание на малой дороге станет более продуктивным и запоминающимся.

- Планов много. Все они выполнимы и уже воплощаются в жизнь, - резюмирует Валентин Красюков. - А это значит, что у нас впереди интересная и плодотворная работа, интересные перспективы и новые возможности для подготовки будущих специалистов.

Владимир Палагутин. Фото Анны Ивановой