24 ноября 2020 18:16

24 ноября 2020 18:16

Отражение в самоваре

В музее истории Восточно-Сибирской магистрали запечатлена вся ее славная биография.
Из всех загадок бытия самая загадочная – тайна времени. Незримое, время течет, как песок сквозь пальцы, меняя все вокруг. Его нельзя законсервировать или запасти впрок, повернуть вспять или заставить двигаться быстрее. Остается только признать: время над нами властно, а мы над ним – нет. Но упрямые люди придумали музеи – эти удивительные хранилища правдивых и осязаемых примет давно минувших дней.

В музее истории Восточно-Сибирской магистрали запечатлена вся ее славная биография.

Из всех загадок бытия самая загадочная – тайна времени. Незримое, время течет, как песок сквозь пальцы, меняя все вокруг. Его нельзя законсервировать или запасти впрок, повернуть вспять или заставить двигаться быстрее. Остается только признать: время над нами властно, а мы над ним – нет. Но упрямые люди придумали музеи – эти удивительные хранилища правдивых и осязаемых примет давно минувших дней.

Походив по залам музея ВСЖД, постояв у экспонатов, послушав рассказ экскурсовода, можно «перелистнуть» летопись времени назад на целый век с хвостиком и уловить дыхание конца ХIХ века, когда медвежий угол Иркутской губернии всколыхнули невиданные перемены. Началось строительство Средне-Cибирской железной дороги – одного из участков будущего легендарного Транссиба.

alt

Кто знает, что такое карсель? Возможно, железнодорожники и знают. А вот для меня это слово было совсем незнакомым. Пока не увидела тяжелый масляный светильник для больших помещений. В былые времена такие лампы-великаны освещали вокзалы и перроны. Под стать им были фитильные хвостовые фонари, объемные и грубые на вид. Каждый из них надо было вовремя заполнить горючим, проверить на предмет протечки, отчистить от налипшего снега или комьев грязи.

А вот красуется на подиуме осанистый самовар-богатырь. На исполинском медном пузе выгравировано: «Самовар запасный №595. Сиб.ж.д.». Скольких транзитных странников, скольких станционных рабочих обогрело и взбодрило твое щедрое чрево? Начищали ли до блеска твой огненный кирасирский мундир, старый служака? И что отражалось в нем на заре промышленной эры, спешащей в Сибирь по звонким пружинящим рельсам?

Может быть, жестяные коробочки для печенья и монпансье, раскрашенные пасторальными картинками? Или тонкая шляпка стройной чеховской дамы, чей силуэт камерно вписан в уголок старинного вагона? Задумчивая незнакомка замерла у бархатной шторы с круглыми кисточками. У ног ее улеглись чемоданы отживших фасонов – верные спутники в дальних и долгих путешествиях. Стулом, а это, кстати, самый подлинный стул из кабинета начальника дороги Василия Васильевича Оглоблина, дама пренебрегла. Может быть, ждет запоздавшего попутчика? Кажется, вот-вот мелькнет за окошком фуражка путевого обходчика и раздастся звонкий гул станционного колокола. Он тут же, рядом висит…

Некоторые стенды пестрят старинным шрифтом «Восточных ведомостей», которые писали о строительстве царской дороги, о положении рабочих, об экономических перспективах, открывавшихся для большого таежного края. Здесь говорилось и о впечатлениях иркутян. Жители прибайкальской столицы еще никогда не видели таких людей, как прибывшие прокладывать железную стрелу инженеры путей сообщения. Они отличались от мирных провинциалов. Но и на заезжих московских и питерских чиновников не походили. Подтянутые и энергичные, в ладных мундирах с фирменными пуговицами, они были знающими, опытными, неутомимыми в работе. Их профессиональная образованность была очевидной, но главной привилегией для себя они считали долг беззаветно трудиться. И вот что чудно и непривычно: ни на кого не кричали!

- Уже в те годы закладывались основы прогрессивной социальной политики, которая всегда была лучшей традицией железнодорожников, - говорит методист музея Татьяна Томилова. – Строительство и запуск дороги были одновременно и толчком к преображению всей патриархальной губернской жизни. Повсюду при станциях открывались железнодорожные училища, где обучались преимущественно дети рабочих и служащих МПС. Такие училища были в Тайшете, Нижнеудинске, на станциях Мысовая, Танхой, Маритуй, Половина, в Слюдянке, в порту Байкал. В наши дни, к сожалению, их стало меньше. В Иркутске по-прежнему успешно работает железнодорожный лицей №36, чья история отражена в лицейском музее. С давних пор и доныне люди, работающие на железной дороге, славились крепким образованием и ответственным отношением к служебному долгу.

alt«Эта привычка к труду благородная» - главная цементирующая сила, на которой зиждется железнодорожное братство. Здесь все равны перед общей могучей задачей: и рядовой стрелочник, и начальник станции, и руководитель самого высокого ранга. На строительстве Транссиба оставил о себе великую и благодарную память Михаил Иванович Хилков – министр путей сообщения, чей бюст ныне стоит у мраморного здания Слюдянского вокзала. История сохранила имя деповского рабочего Василия Касьянова, погибшего в гражданскую войну на Кругобайкальском участке Транссиба. В его честь названа одна из улиц областного центра, а потомки Василия Борисовича и сегодня служат на Восточно-Сибирской железной дороге.

Многие экспонаты музея связаны с людьми, которые по сей день живут рядом с нами. В экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, есть документы о судьбе Ларисы Ивановны Котельниковой. Вот телеграмма, которую она отправила матери в Тайшет из блокадного Ленинграда. В ней говорилось, что девушка окончила обучение в Ленинградском институте путей сообщения и скоро прибудет домой. Когда истощенная, бледная от малокровия выпускница добралась до Тайшета, мать ее в первый момент не узнала. Потом наша землячка работала в вагоноремонтных мастерских, строила засекреченную линию дороги. А муж ее, тоже инженер, служил в военно-эксплуатационном отделении, ездил с так называемыми аварийными поездами ВЭО, которые восстанавливали разрушенные врагом пути. Попав под бомбежку, он чудом остался жив, когда очень многие его товарищи погибли.

Для Ларисы Ивановны до сих пор живы события тех суровых лет. Ее воспоминаний хватило бы на целую повесть. А память всех железнодорожников Восточной Сибири достойна стать отдельной большой книгой.

Родится ли такая книга, покажет будущее. А пока в год знаменательного юбилея ВСЖД живые наброски ярких эпизодов ее истории вы найдете на страницах родной газеты. Приглашаем и вас, дорогие читатели, к соавторству. Пишите нам о людях, работавших на дороге, о значимых фактах их биографий. До новых странствий по рельсам времени!

Марина Рыбак
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30