01 декабря 2022 20:43

01 декабря 2022 20:43

фото: Эдгар Брюханенко

Поезд следует по Братской ГЭС

60 лет назад железная дорога с мостового перехода через Ангару переместилась на ещё строящуюся плотину гидроэлектростанции

Первый грузовой состав прошёл над корпусом Братской ГЭС за шесть лет до её торжественного пуска в эксплуатацию.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 23 сентября 1954 года за № 2007-928СС «О мероприятиях по организации строительства Братской ГЭС и об оказании помощи строительству Иркутской ГЭС Министерства электростанций» МПС должно было в том же году выполнить подготовительные работы по переносу участка железной дороги Тайшет – Лена из зоны будущего водохранилища.

Оба министерства обязаны были во втором полугодии 1955-го открыть рабочее движение по этому участку до строительных площадок Братской ГЭС. Всего требовалось перестроить более 190 км железной дороги на участке между Могудоном и Видимом.



На подходах

В зону затопления попадали девять железнодорожных станций и разъездов, мосты через Ангару и Илим. В незатопляемой зоне требовалось построить 16 станций и разъездов.

Но сначала необходимо было к створу гидроузла проложить подъездные пути к правому и левому берегам Ангары. Один путь должен был пройти от разъезда Правобережного до заимки Осиновка (станция Лужка) по бечевнику к створу гидростанции. Другой, левобережный, – от станции Моргудон до станции Пурсей. Общая протяжённость путей – более 60 км.

За 11 месяцев от Красного Яра (располагался на старом направлении железной дороги, сейчас это место на дне водохранилища) до Осиновки (места будущей плотины) Ангарстрой проложил почти 30-километровую ветку. Она и стала началом железнодорожного обеспечения стройки на Падуне.

Вскоре к строительной площадке гидроузла и со стороны левого берега от Анзёби к Пурсею подошла 32-километровая ветвь. На правобережном подходе первый поезд на станцию Гидростроитель (Осиновка) пришёл 25 ноября 1955 года, а в декабре 1956-го было открыто движение и по левобережному подходу до станции Падунские Пороги.

Огромный поток грузов с востока и запада двинулся по двум новым транспортным артериям на Братск. Железнодорожные подходы поддерживали темпы строительства и ГЭС, и новых станций на линии Тайшет – Лена. Великая стройка была обеспечена грузами.



Новые пионеры Сибири

Возведение основных сооружений легендарной ГЭС развернулось в 1957 году. С 1958-го бетон укладывали в основание плотины самосвалами. Одновременно строилась малая бетоновозная эстакада высотой 30 м. На повестке дня стоял вопрос о переносе железнодорожной линии, попадавшей в зону затопления. А это почти 190 км, из которых лишь немногим более 40 км должно было пройти по обжитой земле. Остальной путь – это дремучая таёжная целина, в своей большей части – безводная и болотистая.

Строить решено было пионерными группами в глубинных пунктах: они должны были подготовить для основных подразделений жильё, дороги, культурно-бытовые объекты.

Первыми были калужские и калининские комсомольцы. В 18 км от пункта примыкания был выброшен десант. Сейчас это перегон Речушка – Видим. Строители решили назвать свою станцию (пока ещё без дороги) Призывом. Отсюда ушло письмо в Калугу, в котором комсомольцы попросили молодёжь откликнуться на их призыв – приехать работать к ним на таёжную целину. Скоро в «Ангарстрой» прибыло ещё несколько тысяч молодых патриотов. И в их числе Калужский обком комсомола послал тщательно отобранный отряд из сотни добровольцев – на те самые «десантные пункты», где трудности особенно велики.

Другая группа строителей строила в неимоверно тяжёлых условиях посёлок на Кежемской. Они вьюком подвозили воду, источник которой находился в пяти километрах. Во главе с мастером, выпускником Московского института Вячеславом Житкевичем, сооружали автодорогу, пробивали просеки, вели заготовки леса, строили жильё. Так на станции Кежемская появился большой посёлок: станция, вокзал, узел связи, клуб, столовые, базы, жилые дома.

Прокладку основного участка железнодорожного пути, так называемой трассы выноса, в труднодоступных местах вели коллективы строительно-монтажных поездов № 158 и № 219.

За три года линия была построена. В мае 1961 года была закончена укладка пути. Рабочие поезда пошли с двух сторон, а в июне завершилось строительство большой бетоновозной эстакады: двухъярусного металлического моста высотой 90 м, длиной 1370 м, шириной 20 м, соединявшего берега реки на высоте Падунского каньона. По нижнему ярусу проходили железнодорожная линия Тайшет – Лена и автомобильная дорога, по верхнему двигались шесть уникальных двухконсольных кранов с размахом пролёта 110 м, высотой подъёма 140 м и грузоподъёмностью 22 тонны каждый.



Первый поезд

Вечером 29 июня 1961 года через главную бетоновозную эстакаду Братской ГЭС – ажурный стальной мост, вознёсшийся над Ангарой на 90-метровой высоте, – прошёл первый грузовой поезд весом более 2 тыс. тонн. Состав с цементом для строек Якутии провела локомотивная бригада в составе Гуляева и Маслова при участии кондуктора Третьякова.

В конце августа Ангарстрой завершил укладку железнодорожного пути второй очереди выноса дороги на новом участке Гидростроитель – Видим. 30 августа по участку, с опережением на два часа против поездного графика, прошёл первый рабочий поезд. 1 сентября, когда гидростроители приступили к наполнению Братского водохранилища, железнодорожники открыли регулярное движение по новому, вынесенному из зоны затопления участку стального пути. Первый грузовой маршрут успешно провёл машинист тепловоза Вихоревского депо Зиновиев. Состав весом 1500 тонн от новой станции Гидростроитель до пункта выхода на старую трассу, Видима, он доставил с полуторачасовым опережением графика. Открылись новые станции и разъезды: Галачинский, Братское Море, Пурсей, Падунские Пороги, Гидростроитель, Солдатово, Кежемская, Ярская, Мамырь, Призыв, Видим.



Картинка для планеты

А что касается Братской ГЭС, то её торжественный пуск состоялся лишь шесть лет спустя, 27 сентября 1967-го. На гребне бетонной плотины, на высоте 128 м от основания, лежали две колеи железнодорожной линии. Одна, железнодорожная, проходила по гребню плотины, другая – по железобетонной консольной плите большого выноса, достигающего восьми метров. Ниже, на высоких пилонах, пролегла автомобильная дорога.

Наклонная бетонная плоскость архитектурного решения гидросооружения в сочетании с прямоугольными объёмами электростанции, чёткими линиями мостовых конструкций железнодорожного и автомобильного переходов определила тот облик Братской ГЭС, который сегодня известен всей планете.

Александр Хобта, кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31