15 мая 2021 09:04

15 мая 2021 09:04

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

Мал да умён – два достоинства в нём

Комплекс для расследования причин сбоев АЛСН разработали инженеры Иркутского центра устройств автоматики и телемеханики

Малогабаритное и легко транспортируемое устройство, которое способно устранять неполадки в работе автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия на всём протяжении рельсовой цепи силами дистанций СЦБ, предложено к внедрению Сергеем Ершовым и Андреем Старкиным.
Свои диагностические возможности комплекс, получивший название ALSignal, уже продемонстрировал на горно-перевальном участке Большой Луг – Слюдянка, где его тестировала в течение минувшего года команда исследователей в составе специалистов Слюдянской дистанции СЦБ, представителей ИрЦУАТа и лаборатории СЦБ автоматики и телемеханики с использованием мотовозов и грузовых электровозов.

– Испытательной площадкой опытного образца мы выбрали наиболее сложный участок магистрали, на котором из-за наличия большого количества кривых малого радиуса, затяжных подъёмов и спусков и по причине быстрого износа рельсов высока вероятность возникновения сбоев АЛСН.

Расследование причин сбоев сигнализации, а их разновидностей не менее 30, – сложная и трудоёмкая задача. В соответствии с технологией для выполнения необходимых операций по установленному графику применяется специализированный вагон-лаборатория, аппаратура которого предназначена для измерения параметров кодов АЛСН на всём протяжении рельсовой цепи участков перегонов.

Например, на главном ходу дороги они обследуются вагоном-лабораторией раз в квартал. На остальных – один-два раза в год. При этом на расследование и устранение причин сбоев сигнализации даётся не более трёх дней. Но этого времени, как показала практика, недостаточно. Поскольку в связи с тем, что на ВСЖД применяются тяжеловесные и длинномерные поезда, а также возросла интенсивность их движения, повысилась и вероятность возникновения такого рода неисправностей.

– Мы поставили перед собой задачу разработать портативное устройство, которое бы позволяло линейным предприятиям самим проводить расследование причин сбоев АЛСН, – пояснил Сергей Ершов.

Также было важно, чтобы устройство было универсальным и позволяло измерять сигналы с параметрами частот 25, 50 и 75 Гц, на которых работают рельсовые цепи перегонов в границах ВСЖД. И это условие ими успешно выполнено. Устройство позволяет измерять все импульсы и интервалы каждого из названных кодов сигнализации. И особенно важно то, что оно способно это делать на перегоне Большой Луг –Подкаменная – единственном участке ВСЖД с частотой кода АЛСН 75 Гц.

Комплекс представляет собой электронный блок, смонтированный в металлической коробке размером 21 см х 12 см х 4 см на базе микропроцессора с применением высокоточных усилителей, мультиплексоров, фильтров и небольших приёмных катушек, которые устанавливаются на катушки самоходного подвижного состава (грузового электровоза или мотовоза) и передают по кабелю информацию о коде АЛСН, сбоях, возникающих в рельсовых цепях на ноутбук со специализированным программным обеспечением, позволяя тут же квалифицировать причину их возникновения. Общий вес устройства 500 г. Для установки всех его элементов на тяговом подвижном составе необходимо пять минут. Столько же времени требуется для их снятия. Стоимость необходимых для комплектации одного устройства материалов – 20 тыс. руб.

– С точки зрения эксплуатации ALSignal не нуждается в планировании специального подвижного состава, – оценил рабочие характеристики устройства начальник Слюдянской дистанции СЦБ Илья Глазков. – Важнейшее его достоинство – способность с высокой точностью и без погрешностей фиксировать помехи не только в прямых участках пути, но и в кривых малого радиуса, а также в местах частой смены рельсов и там, где не проводится их размагничивание. Отлично он проявил себя на работах, связанных с вводом в действие блокпостов, где необходима проверка двусторонней автоблокировки при переводе её с одного типа на другой, на операциях проверки кодирования. Степень подтверждаемости выявленных им причин сбоев АЛСН почти стопроцентная.

Свою эффективность ALSignal показал 15 марта этого года при запуске в эксплуатацию на перегоне Ангасолка – Слюдянка-2 новой системы микропроцессорной централизации, обеспечивающей интервальное регулирование движения поездов с подвижными блок-участками.

Устройство было установлено на электровоз и задействовалось в измерении кодов рельсовой цепи при движении его по правильному пути на всём перегоне. В ходе исследования им было выявлено несколько замечаний в работе рельсовых цепей участка и установлены их причины, которые возникли из-за отклонений, допущенных при монтаже оборудования системы автоблокировки тональной частоты АБТЦ-МШ.

21 и 22 марта свои перспективы ALSignal показал на обслуживаемом Улан-Удэнской дистанцией СЦБ участке Заудинский – Дозорный. Как рассказал начальник этого участка Анатолий Смахтин, устройство было задействовано в связи с выявленными замечаниями в пути по просьбе руководителей предприятия одновременно с измерительным комплексом МИКАР для контрольных замеров параметров кодирования, временных параметров и токов АЛСН.

– По результатам этого исследования, – отметил Анатолий Смахтин, – выяснилось, что приборы комплекса не уступают по точности измерений сертифицированным средствам вагона-лаборатории и в некоторых случаях он более удобен при анализе сбоев в работе устройств АЛСН. Важнейшее достоинство комплекса в том, что необходимые операции он позволяет выполнять дистанциям СЦБ своими силами, при нахождении их специалистов с прибором в кабинах электровоза или мотовоза. При этом не требуется заказывать отдельную «нитку», как в случаях проведения мониторинга с помощью вагона-лаборатории или измерительных комплексов мотовоза. Применение комплекса повышает надёжность устройств кодирования, что, в свою очередь, исключает влияние сбоев АЛСН на движение поездов и способствует повышению пропускной способности дороги.

В минувшую пятницу ALSignal показал себя в деле при проведении исследований, направленных на выявление сбоев кодов зелёного, красного и жёлтого огней на всех блок-участках перегона Слюдянка-2 – Ангасолка с использованием электровоза, двигающегося по неправильному пути.

Работа по созданию комплекса заняла около года. За это время была написана программная часть и полностью выполнен монтаж технической части устройства.

– Когда дело дошло до тестирования опытного образца ALSignal, к нам присоединились наши коллеги, начальник лаборатории автоматики и телемеханики Андрей Лобынцев и её ведущий инженер Владимир Филиппов, которые оказали большую помощь в реализации проекта, – говорит Сергей Ершов. – Они выезжали на перегоны для тестирования оборудования, участвовали в модернизации и улучшении характеристик устройства, решали организационные вопросы.

Реализовав эту идею, новаторы увеличили личные счета поданных рацпредложений. На сегодня у Сергея Ершова их более 45, у Андрея Старкина – свыше 20. Сергей специализируется преимущественно на создании различных компактных электронных систем, Андрей находит решения, повышающие эффективность работы систем АЛСН и САУТ. Каждая разработка этих авторов направлена на обеспечение безопасности движения поездов. Очередная – из этой серии. Кстати, за неё они удостоились первого места на ВСЖД в конкурсе прошлого года «Лучшая разработка и внедрение в производство передовой техники и технологий в подразделении ОАО «РЖД».
Александр Иванов