08 декабря 2021 12:18

08 декабря 2021 12:18

фото: Сибирское отделение РАН

Деформации требуют обследования

Тумэн Чимитдоржиев, доктор технических наук, профессор Российской академии наук
– Тумэн Намжилович, вы заявили, что в районе Байкала происходит деформация земли и что она может угрожать железным дорогам. Какими параметрами она характеризуется?

– Учёные Института физического материаловедения Сибирского отделения Российской Академии наук, в котором я работаю заведующим сектором оптико-микроволновой диагностики, на основе анализа данных спутниковой радиолокационной интерферометрии, обнаружили деформации в районе БАМа и Транссиба.

Так, деформация земной коры произошла в районе Северомуйска и Северомуйского тоннеля. Причины пока нам неизвестны. Мы специалисты в области дистанционного зондирования и можем только указать наиболее деформируемые места, в том числе более протяжённые, в районе тоннеля.

Детально рассмотреть изменения можно на веб-странице спутниковой радиолокационной интерферометрии деформаций участка БАМа и Транссиба (http://omdoki.nextgis.com/resource/802/display?panel=info).

– На этой карте представлена часть результатов и в районе посёлка Северомуйск...

– Да. Красным цветом обозначены точки со скоростью смещения более 10 мм в год.

Мы считаем, что процесс изменения земной коры длительный. Мы использовали радиолокационные данные только за 2017–2020 годы. Но, возможно, процесс начался ранее.

– Больше всего, конечно, интересует то, чем грозит деформация земли и какие меры необходимо предпринять.

– Ответы на эти вопросы можно дать только после детального наземного обследования профильными специалистами. Вообще, систему спутникового радиолокационного мониторинга необходимо использовать в нашем регионе для выявления деформаций различных протяжённых объектов инфраструктуры, а потом целенаправленно обследовать обнаруженные локальные участки.

Хочу заметить, что процесс деформации коснулся не только северного побережья Байкала, где проходит Байкало-Амурская магистраль, но и южного (часть результатов представлена на той же веб-странице).

Пример – железнодорожный мост в районе станции Выдрино. Здесь мы видим, что западная половина стабильна, а вот восточная поднимается на 2–4 мм в год. Границей сдвига пролётов является опора в середине моста. Наверняка там предусмотрен деформационный шов. Так что это, возможно, нормально. Однако надо изучить на месте.

Интересно, что у находящегося неподалеку моста деформаций не отмечено.

– Искусственное сооружение западнее реки Утулик стабильно?

– Да. Тем не менее необходимо тщательное обследование территорий. Особенно важно это в свете плана по грядущему расширению железнодорожных магистралей, связывающих центральные регионы России с Дальним Востоком. Напомним, что в Бурятии, например, планируется проложить вторую нитку рельсов БАМа. Так что геологам предстоит провести изыскания в местах строительства и в районах, где уже существуют объекты железнодорожной инфраструктуры, выясняя причины и последствия деформаций.

И в этом им помогут данные космического мониторинга.
Леонид Актинов