19 мая 2021 06:13

19 мая 2021 06:13

фото: Личный архив Марии Кравчук

Всей женской бригадой дожили до седин

Ветеран труда, монтёр пути со станции Касьяновка с 43-летним стажем Мария Кравчук завтра отметит своё 85-летие.
Сегодня популярны разговоры о гендерном равенстве, о том, какие профессии на железной дороге подходят для женщин, а какие являются слишком тяжёлыми. Но ещё несколько десятков лет назад женские путейские бригады были общепринятой нормой.

В одном из таких коллективов всю свою трудовую жизнь, а это более 40 лет, проработала коммунистка, председатель цехового профсоюзного комитета, монтёр пути третьего разряда Мария Кравчук. А воспитала в ней дух, способный на путейский труд, глубокая сибирская тайга.

Родом Мария Илларионовна из глухой деревни Заларинского района, которой уже 40 лет и на картах нет. Недалеко от села Бабагай. Родилась в 1936-м, а спустя год отца расстреляли. Среди двух братьев и трёх сестёр, оставшихся на руках у матери, она была самой маленькой.

Когда пришла война, старший брат ушёл на фронт и погиб при освобождении Литвы, получив медаль «За отвагу» и два ордена Красной Звезды. Оставшись после войны без кормильцев (мать тоже рано умерла) и без положенных по тем временам пособий, брат и старшие сёстры разъехались в попытках устроить свою жизнь. Марии же пришлось идти работать на лесозаготовки – чуть ли не единственный промысел в тех местах.

– О железной дороге я тогда знала только по рассказам да по отдалённым гудкам паровоза, разносившимся по всей тайге. Нам тогда казалось, что в чаще лесной зверь, а может, бык ревёт, – вспоминает Мария Илларионовна.

Близилась зима, а бедность была крайняя, для выхода на работу не было даже подобающей тёплой одежды. Потому Мария с подругой решили срочно искать себе женихов. И для нашей героини такой нашёлся. Михаил Кравчук жил недалеко, в деревне Халты Аларского района.

Вскоре после свадьбы он ушёл в армию, а Мария, пожив у свекрови, дождалась мужа, и вместе они устроились на железную дорогу. К тому времени её брат Григорий Амбросов работал помощником машиниста в депо Иркутск-Сортировочный, а сестра Анна Полякова – проводником на пригородном поезде.

– Мы же устроились в путевом хозяйстве. На станции Касьяновка муж был бригадиром, а я монтёром пути, как и ещё семь женщин в нашей бригаде. Кстати, таким женским составом мы и проработали до конца 90-х годов, когда уже всем пришлось уходить на пенсию, – рассказывает Мария Кравчук.

По её словам, работа была тяжёлая. Приходилось разгружать тяжёлые брусья, 25-метровые рельсы Р65, производить работы на участках пути и стрелочных переводах. И всегда во главе угла были качество и скорость производства работ. Никто не смотрел на то, что трудились женщины. Важно было уложиться в сроки «окна», чтобы «углярка не встала».

При этом Мария Илларионовна с мужем Михаилом Митрофановичем сумели родить и воспитать троих детей. Все они так или иначе связали свою жизнь с железной дорогой. Дочь Людмила работала в ПЧ-7, а ещё одна дочь, Зинаида, и сын Олег связали жизнь с локомотивным хозяйством на станции Иркутск-Сортировочный.

– Я всегда считала работу железнодорожника очень почётной, на работу ходила с гордо поднятой головой, хотя труд был очень непростой. Но зато относились к нам с уважением, – говорит Мария Кравчук.

Начальники дорог, руководители службы пути всегда проявляли интерес к нуждам простых путейцев. С особенной теплотой она вспоминает Геннадия Комарова и его заместителя по пути Валерия Подалинского, которые, приезжая с комиссионными осмотрами, всегда здоровались за руку со всеми работягами, интересовались, в каких условиях они живут, как работают магазины и т. д.

Бывший монтёр пути вспоминает, что их бригада нередко занимала призовые места в соцсоревновании, особенно в период с 74-го по 77-й год. Однажды приходилось принимать правительственную награду за трудовое отличие из рук первого секретаря обкома партии Николая Банникова.

Сегодня Мария Кравчук живёт в деревне Максимовщина, недалеко от Иркутска. Говорит, что, когда здоровье в начале нулевых стало подводить, дети вынудили переехать поближе к себе. С тех самых пор ветеран труда утратила связь с советом ветеранов, перестала приходить ей и газета «Восточно-Сибирский путь», которую она всегда с интересом читала, чтобы быть в курсе событий на родной магистрали. Но по-прежнему она с теплотой вспоминает годы работы на ВСЖД, в своей дружной бригаде.
Александр Богачёв