24 ноября 2020 21:31

24 ноября 2020 21:31

фото: Александр Иванов

Исторический пример

Опыт электрификации и модернизации отдельных участков Транссиба на ВСЖД имеет мировое значение

Восточно-Сибирская магистраль отмечает юбилей: 14 ноября 1995 года впервые в мировой практике 434-километровый участок Зима – Слюдянка был переведён с постоянного тока на переменный без остановки движения, с использованием ряда оригинальных технических решений.
Эта часть Транссиба оставалась единственной на пространстве от Мариинска до Хабаровска с его общей протяжённостью почти 5000 км, где после электрификации 1956–1959 годов использовался постоянный ток.

Участок ограничивал провозную и пропускную способность Транссиба, нуждался в усилении системы электроснабжения. К концу 80-х число тяговых подстанций было увеличено более чем вдвое. Среднее расстояние между ними составляло около 11 км, а на отдельных участках, таких как перегон Большой Луг – Андриановская, доходило до 6 км. Площадь сечения проводов контактной сети достигала 600 кв. мм в медном эквиваленте на один путь. Потенциал дальнейшего эффективного усиления устройств электроснабжения был практически исчерпан. Оказалось невозможным ввести единую весовую норму для поездов. Было принято решение о переводе участка Зима – Слюдянка на переменный ток.

Переключение запланировали на ноябрь, когда уменьшается объём перевозок и сохраняются удовлетворительные погодные условия. Для дополнительного снижения грузопотока накануне «окна», выделенного для проведения работ, часть транзитных грузовых маршрутов была направлена на параллельный ход – Байкало-Амурскую магистраль.

Особая роль в период переключения отводилась организации работы энергодиспетчерского аппарата четырёх кругов, на которые был поделён участок Зима – Слюдянка. Им предстояло выполнить оперативную работу на 35 тяговых подстанциях с 44 бригадами контактной сети. Перевод участка был осуществлён без серьёзных затруднений в работе магистрали с интенсивным движением грузовых, пассажирских и пригородных поездов, а также без нарушений требований техники безопасности в электроустановках.

За первые полгода работы участка Зима – Слюдянка на переменном токе расходы отделения дороги уменьшились на 113 млрд руб. (в ценах 1996 года), или на 20%. Капитальные вложения в реконструкцию участка окупились менее чем за два года.

– Но чтобы оценить масштабы этого события, надо знать, в каких условиях оказался коллектив дороги в 90-е годы, – вспоминает заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 годах, а до этого начальник экономической службы Владимир Каутц. – Это было время перехода нашей страны к рыночным реформам. В 1995 году объём перевозок по отношению к уровню 1989 года на дороге снизился на 50%. Начальник ВСЖД Геннадий Павлович Комаров поставил перед командным составом дороги задачу разработки реальных мер и поиска резервов повышения эффективности работы, снижения затрат на выполняемые объёмы работ.

Одна из мер была предложена начальником службы электроснабжения Нотаном Фуксом: перевести участок Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток. Эту идею поддержал Геннадий Комаров. Но без финансовой поддержки из Москвы выход был один – искать средства у себя, на дороге, которая в то время являлась самостоятельным юридическим лицом и большинство производственных и финансово-экономических показателей планировала сама.

Владимиром Каутцем было предложено применить механизм ускоренной амортизации основных фондов с коэффициентом два, то есть отчислять в расходы на полное восстановление основных фондов в два раза большие суммы, чем ранее с коэффициентом единица. Такое решение было впервые применено не только на ВСЖД, но и среди предприятий страны и железнодорожного транспорта.

На торжествах по поводу перевода участка Зима – Слюдянка на переменный ток министр путей сообщения Геннадий Фадеев отметил, что громаднейшие объёмы работ выполнены без централизованных капиталовложений, в основном за счёт концентрации собственных ресурсов железной дороги.

Выполненные работы на участке Зима – Слюдянка позволили коллективу дороги, по словам Владимира Каутца, приступить впервые в отрасли к следующему масштабному проекту – созданию центра управления перевозками и на новой основе добиться значительного роста качественных показателей использования подвижного состава: вагонов и локомотивов. Участковая скорость, среднесуточный пробег локомотива, производительность локомотива и многие другие качественные показатели на нашей дороге стали самыми высокими среди всех железных дорог страны.
Александр Богачёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30