01 декабря 2020 18:17

01 декабря 2020 18:17

фото: Архив ВСЖД

Без подсказок от мировой практики

Только сплочённому коллективу было под силу перевести большой участок магистрали на переменный ток без остановки движения

– Геннадий Павлович, 14 ноября 1995 года на Восточно-Сибирской дороге был осуществлён перевод участка Зима – Слюдянка протяжённостью 434 км с постоянного тока на переменный. Насколько это событие значимо для эксплуатационной работы на ВСЖД?

– Если кратко, то реализация данного проекта принципиально изменила применявшуюся технологию работы Восточно-Сибирской дороги, способствовала ускорению её развития, устранила барьеры для перевозочного процесса. По сути, во многом революционный шаг был сделан в сложнейших условиях, при отсутствии центрального финансирования, на энтузиазме работников. Причём огромный комплекс мероприятий по переводу с одного рода тока на другой был выполнен впервые в мировой практике в условиях напряжённой эксплуатационной работы и всего за один календарный год.

– Что было сделано в период реализации проекта?

– Особенностью организации работ в этот период явился отказ от единого генподрядчика и выполнение этой роли по разным видам деятельности организациями разных ведомств и разного профиля, заключившими прямые договоры с тогдашним отделом капитального строительства ВСЖД.

Большой вклад в общий успех внесли эксплуатационные предприятия хозяйств электроснабжения, сигнализации и связи, пути, локомотивного хозяйства.

В этот период выполнена реконструкция контактной сети, тяговых подстанций, устройств СЦБ и связи, локомотивного хозяйства, устранена негабаритность искусственных сооружений.

И, конечно, подготовлен персонал к работе при новой системе тяги. Произошло практически полное обновление контактной сети – за исключением только основных токоведущих частей, которые были модернизированы ранее.

– Необходимость приведения Восточно-Сибирской железной дороги к стандартам всей Транссибирской магистрали за счёт перевода участка Зима – Слюдянка с постоянного тока на переменный рассматривалась некоторыми проектными институтами Советского Союза. Какие предпосылки имелись для этого на дороге?

– Ещё в то время, когда Восточно-Сибирской дорогой руководил Борис Константинович Саламбеков, во многом благодаря ему на магистрали сформировался костяк грамотных управленцев, специалистов-энергетиков, способных решать сложнейшие задачи.

Огромный вклад в повышение эффективности работы дороги внесли также возглавлявшие затем ВСЖД Александр Терентьевич Головатый, Георгий Игнатьевич Тетерский, Шалва Омехович Цинцадзе. Неменьшая лепта в развитии магистрали главных инженеров Восточно-Сибирской – управленцев высочайшего уровня Владимира Александровича Реймарова и Льва Яковлевича Финкельштейна. И, конечно же, возглавлявшего с 1952 года службу электрификации ВСЖД Натана Лейбовича Фукса, который по праву является главным идеологом этого проекта.

Особенно активно разговоры о приведении электроснабжения на дороге к одному стандарту шли в 1975 году, когда проектировались третьи пути на участке Черемхово – Рассоха. В том, что такая настоятельная необходимость существует, я убедился в должности начальника Иркутского отделения. В числе прочего Натан Лейбович Фукс помог мне тогда вникнуть в необходимость перевода участка Зима – Слюдянка с постоянного тока на переменный.

Вплотную же к этой теме Восточно-Сибирская обратилась в конце 80-х – начале 90-х годов. В это время резко сократились её пропускные способности. Значительно увеличился поездопоток. Учитывая всё это, я, как начальник ВСЖД, обратился в Министерство путей сообщения с просьбой разрешить осуществить перевод участка с постоянного тока на переменный. Чтобы заручиться поддержкой, на дорогу был приглашён один из заместителей министра путей сообщения, который, ознакомившись с условиями перевозочного процесса на примере участка Иркутск – Слюдянка, в помощи отказал.

– И что было дальше?

– А дальше на дороге с участием всех руководителей, причастных к перевозочному процессу, был проведён технический совет, посвящённый переводу участка в ближайшее время на переменный ток. Его решением основные задачи возлагались на энергетиков, эсцебистов и связистов, структурно объединённых в единую службу сигнализации и связи. Важная миссия отводилась движенцам, предоставляющим технологические «окна», порожние вагоны, отвечающим за погрузку и выгрузку, локомотивщикам и снабженцам. Кроме того, надо было организовать договора с проектными институтами.

– А как же деньги?

– Была поставлена задача экономистам дороги найти их. И они с нею справились, предложив ввести ускоренную амортизацию основных фондов. Это было очень важное решение. Тем самым было обеспечено надёжное финансирование стройки.

– Кто нёс ответственность за реализацию проекта?

– У энергетиков первой скрипкой был Натан Лейбович Фукс. Работой эсцебистов и связистов руководил Владимир Иванович Зиннер. За предоставление необходимых технологических «окон» и техники отвечал начальник Иркутского отделения Сергей Анатольевич Гришин, ставший впоследствии заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, а затем президентом холдинговой компании «Новотранс».

– Возникали ли какие-то проблемы в период выполнения работ, связанных с переводом участка на переменный ток?

– Постоянно. Но они решались оперативно.

Самой сложной работой было усиление изоляции контактной сети. Работы включали замену большого количества изоляторов. Для испытания усиленной изоляции по зонам до подачи в контактную сеть рабочего напряжения переменного тока дорожная электротехническая лаборатория создала специальную испытательную установку.

– Как себя проявил персонал дороги?

– Для участия в переводе участка на переменный ток на ВСЖД прибыл первый министр путей сообщения Российской Федерации Геннадий Матвеевич Фадеев. Как человек, работавший на нашей дороге, он был очень доволен тем, что мы сумели осуществить тяжелейшую и сложную работу, и сказал немало добрых слов в адрес наших работников.

В переводе на единую электротягу был задействован весь коллектив дороги. Все знали, для чего и зачем это делается. Постоянно поступали предложения, как быстрее и лучше организовать работу. У нас была очень грамотная, талантливая, энергичная, старательная, деловая команда, представленная рабочими, инженерно-техническим персоналом, командным составом всех уровней.

Свою миссию реализованный четверть века назад проект выполнил в полной мере. В результате перехода на переменный ток удалось обеспечить значительно большую надёжность устройств электроснабжения, сократить число тяговых подстанций, уменьшить мощности трансформаторов, питающих тягу, сократить число фидерных выключателей.

– Опыт ВСЖД получил повторение?

– Моя судьба сложилась так, что я был назначен начальником Октябрьской железной дороги. Там был аналогичный участок на постоянном токе Мурманск – Лоухи протяжённостью 445 км.

Спустя некоторое время был инициирован проект по его переводу на переменный ток. В нём был использован опыт Восточно-Сибирской и задействованы приглашённые специалисты ВСЖД.
Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31