25 ноября 2020 10:59

25 ноября 2020 10:59

Отложенный молебен на пароходе

Книгу о Болеславе Савримовиче, под чьим руководством велись изыскательские и строительные работы по прокладке Кругобайкальской железной дороги, выпустили накануне юбилея КБЖД Гуманитарный центр – библиотека семьи Полевых и историко-краеведческий клуб «Пути сообщения Сибири».
Что можно сказать об издании, где автор – Александр Хобта, в качестве научного руководителя указан доктор исторических наук, профессор ИрГУПСа Валерий Третьяков, а рецензент – кандидат исторических наук Татьяна Гордиенко? Это значит, что на обложке можно поставить сразу три знака качества.

В книге прослеживается весь жизненный путь Болеслава Савримовича – от его рождения 7 сентября 1836 года в Ковенской губернии и учёбы в Дерптском университете до кончины в 1905-м. Между этими датами – до предела насыщенная жизнь: военная служба, резкая смена жизненного пути в пользу юной железнодорожной отрасли, пополнение безупречного формуляра инженера, назначение в 1898 году руководителем изысканий, а с 1899-го – ещё и начальником строительства участка Транссиба от Мысовой до Переёмной.

Но далеко не одними библиографическими выкладками и характеристиками работ, выполненных под руководством Болеслава Савримовича, красна эта книга.

Вот один только день из жизни героя. 9 июня 1902 года по случаю начала работ на 1-м участке намечался молебен. Чтобы доставить Савримовича и приглашённых лиц, был нанят пароход «Бурят», который, согласно программе, в 14 часов прибыл на место богослужения, в Малый Баранчик.

Было холодно, дул сильный ветер, дождь лил как из ведра. Священник, за которым был послан катер в село Лиственничное, из-за непогоды к назначенному времени не прибыл.

Как раз в это время была получена записка от доверенного Имшенецкого, в которой сообщалось: напротив ущелья Тёмная падь, в 4 верстах от берега, какие-то люди в маленькой лодке уже часа три боролись с волнами Байкала.

Тогда руководивший работами в качестве контрагента Э.Ю. Березовский скомандовал капитану: «Туда, на помощь!» И пароход пошёл полным ходом со всеми пассажирами. К тому времени восемь находившихся в лодке людей уже выбились из сил. Перейдя на палубу «Бурята», они молились, плакали и смеялись.

Затем пароход вместе со спасёнными отправился в Лиственничное за священником и к 6 часам вечера с ним и причтом прибыл на место работ в Малый Баранчик.

Служить молебен на берегу и думать было нечего: по-прежнему дул сильный ветер. Потому было решено отслужить на пароходе.

После молебна Савримович поздравил всех присутствовавших с открытием работ и провозгласил тост за государя императора, восторженно встреченный криками «ура!» и народным гимном «Боже, царя храни!».

На пароходе Березовский предложил обед, во время которого произносилось много речей о дружной совместной работе на пользу государства и страны, «о хорошем отношении к рабочим, а также и о том, чтобы контрагенты, положившие на эту дорогу капиталы, труд и знания, не остались бы в убытке».
Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30