02 декабря 2020 19:13

02 декабря 2020 19:13

О «тупиковой ветке» с золотым отливом

Знаменательной дате в истории Транссибирской магистрали посвящён свежий выпуск электронного журнала Ex professo.
Как напомнил в напутственном предисловии его будущим читателям главный инженер ВСЖД Николай Скосырский, последнее звено Великого Сибирского железнодорожного пути построено за два периода: «Первый путь был проложен в 1901–1905, второй – в 1911–1915 годах. Здесь 26 (13) сентября 1904 г. произошло знаменательное событие в истории России: у станции Маритуй Кругобайкальской железной дороги состоялась стыковка уложенных рельсов, сомкнувших Великий Сибирский железнодорожный путь. Министр путей сообщения М.И. Хилков забил символический «золотой костыль».

По словам начальника Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек Ирины Будаевой, практически весь использованный в выпуске материал был представлен начальником подразделения по сохранению исторического наследия кандидатом исторических наук Александром Хобтой:

– Это найденные им архивные материалы, многолетние наработки по данной теме, которые Александр Викторович в интересах широкого круга читателей сократил до размеров, которые диктовались форматом нашего журнала.

В шести подготовленных сотрудниками подразделения статьях рассказывается о выборе направления линии на подходе к Байкалу и пересечении озера, этапах строительства, начальнике изысканий и работ Б.У. Савримовиче и так далее – вплоть до нынешних дней, когда КБЖД стала жемчужиной туриндустрии региона. Поэтому текстовый материал дополнен как историческими, так и современными фотографиями.

– Задача номера, – отмечает Александр Хобта, – состояла в том, чтобы вновь привлечь внимание к одному из самых красивых мест в нашей стране, к тому, что составляет гордость инженерной мысли России, раскрыть особенности, связанные с сооружением одной из самых сложных железнодорожных линий в мире.

Исследователь не упустил случая, чтобы напомнить о роли, которую сыграл в биографии КБЖД начальник ВСЖД Геннадий Комаров. Это он при решении вопроса в июле 1989 года подписал распоряжение «Об организации туристических перевозок и туристической базы на участке железной дороги Слюдянка-2 – Култук – Байкал».

«С этого времени, – говорится в одной из статей, – тупиковый участок КБЖД приобрёл статус туристской зоны и природного музея». Он и теперь является особым типом пространственного (линейного) объекта культурного наследия, в котором железнодорожная инфраструктура определяет местоположение и характер планировки станций и станционных посёлков, а также функциональное назначение входящих в них сооружений.
Александр Богачёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31