29 ноября 2020 07:05

29 ноября 2020 07:05

фото: Архив «ВСП»

Мы искали ответы на вопросы, которых не знала практика отрасли

При подготовке к переводу в ноябре 1995 года участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток энергетикам ВСЖД, в том числе специалистам дорожной электротехнической лаборатории, пришлось впервые в российской и мировой практике решить ряд сложных технических задач.
Сложность многих из них была связана с тем, что их предстояло решить на горно-перевальном участке без введения ограничений и перерывов в движении поездов.

Удачным нововведением, позволившим отказаться от большого объёма работ по устройству типовых нейтральных вставок в местах раздела фаз переменного тока и строительству питающих фидеров к ним, стало применение разработанных сотрудником ДЭЛ Ильёй Ивановичем Рындиным компактных нейтральных вставок с применением секционных изоляторов новейших разработок. За несколько лет до перевода участка на переменный ток он испытал их на станциях Турма и Моргудон. Устройство нейтральных вставок предполагалось выполнить на месте существующих воздушных промежутков с использованием секционных изоляторов ИСМ-1М.

В управлении дороги была создана комиссия под председательством главного инженера Иркутского отделения Евгения Андреевича Савченко, в состав которой вошли машинист-инструктор ТЧ-5 Александр Васильевич Фартушный и Илья Иванович Рындин. Они обследовали места предполагаемого размещения компактных нейтральных вставок, а также сигнальных знаков «Опустить токоприёмник» и «Поднять токоприёмник». Всего были смонтированы около 30 таких вставок. Вагон-лаборатория во главе с Юрием Михайловичем Мосовым регулярно проводил тепловизионный контроль контактных соединений.

Другой важной задачей была реконструкция тяговых подстанций. Во второй половине 80-х годов службой электрификации был определён перечень из 13 тяговых подстанций, но впоследствии объект в Ангасолке был исключён из этого списка экспертизой МПС.

В 1989 году бригада московского института «Трансэлектропроект» провела предпроектное обследование 12 подстанций. Только одна из них, Иркутск-Сортировочный, подлежала полной реконструкции с переводом внешнего питания с 6 кВ на 110 кВ, на остальных предстояло смонтировать ОРУ-27,5 кВ, а там, где необходимо, – районные понижающие трансформаторы 35/10 кВ.

Кроме того, на всех подстанциях предстояло заменить тяговые трансформаторы. На отрезке от Делюра до Суховской и в Рассохе для вновь устанавливаемого и заменяемого оборудования, взамен старых, предполагалось смонтировать в щитовых помещениях новые панели управления и защиты.

Надо отметить, что задача объединения аппаратуры и цепей управления, а также защиты остающегося в работе и нового оборудования в действующей электроустановке, тем более без длительных перерывов в энергоснабжении тяговых устройств и нетяговых потребителей, является достаточно сложной и требует высокой квалификации исполнителей. Она может быть выполнена только непосредственно в процессе пусконаладочных работ эксплуатационным персоналом, обслуживающим данную электроустановку.

Однако в представленном нам проекте эти вопросы не были проработаны. Поэтому в начале 1995 года я и другие специалисты ДЭЛ – Юрий Михайлович Чернига, Евгений Николаевич Высоких, Георгий Григорьевич Титлин – совместно с персоналом участков и начальниками указанных подстанций провели дополнительные обследования.

Затем мы подготовили планы размещения оборудования в щитовых помещениях и разработали технологию производства работ. На подстанциях Иркутск-Сортировочный, Гончарово, Подкаменная, Андриановская к существующим были пристроены дополнительные щитовые помещения, что существенно облегчило проведение монтажа аппаратуры управления и защиту вновь монтируемого и заменяемого оборудования.

Замена тяговых трансформаторов осуществлялась в два этапа. На подстанциях с наличием потребителей с напряжением 35 кВ один из двух трёхобмоточных трансформаторов с напряжениями вторичных обмоток 35 кВ и 10 кВ заменялся на трансформатор ТДТНЭ-40000/110/35/27,5 кВ, второй оставался работать на тягу поездов до момента перевода на переменный ток и подлежал замене уже после перевода.

Получалось, что подстанция длительный срок работала на тягу поездов одним трансформатором без резерва. Такая ситуация требовала тщательного проведения предпусковых испытаний в полном объёме.

Этой работой совместно с персоналом РРУ дистанций занимались специалисты дорожной электротехнической лаборатории Николай Дмитриевич Зиновьев и Александр Георгиевич Боровиков.

Оценка состояния изоляции трансформаторов, кроме традиционных методов, производилась в ДЭЛ при помощи новейшего по тем временам хроматографического комплекса «Система» производства московского завода «Хроматограф» по концентрации семи растворённых в трансформаторном масле газов. Основные аппараты защиты силовых трансформаторов, газовые реле, также испытывались и настраивались в нашей лаборатории на специальной установке, модернизированной и налаженной Вячеславом Михайловичем Ивановым.

Замену и монтаж силовых трансформаторов при участии крана восстановительного поезда полностью выполнил персонал дистанций электроснабжения. Их установка производилась на фундаменты от демонтируемых аппаратов, что позволяло использовать ошиновку ОРУ-110 кВ без переделки.

Первый трансформатор с обмоткой 27,5 кВ был установлен на тяговой подстанции Усолье-Сибирское в апреле 1995 года, а уже в октябре такие же устройства стояли на всех 12 подстанциях. От них на перегоны в «окна» подавалось напряжение 27,5 кВ и таким образом испытывалась изоляция контактной сети.

Также персонал ДЭЛ проверял тепловизором на нагрев контакты работающей ошиновки ОРУ-110 кВ.

Начало пуско-наладочным работам с реконструкцией щитовой было положено в мае 1995 года на тяговой подстанции Делюр. Работы выполняли совместно работники ДЭЛ и РРУ дистанции электроснабжения. Нарабатывался опыт замены пока ещё действующих панелей управления и защиты с последующим переключением токовых и управленческих цепей, производилась прокладка кабелей от вновь установленного оборудования до щитовой, их разделка и подключение на вновь установленные и действующие панели. Настраивалась и опробовалась аппаратура защиты и управления. При этом необходимо было исключить даже малейшие риски ошибочного отключения ВЛ-110 кВ, питающих посторонних потребителей, и фидерных выключателей, питающих контактную сеть.

К концу мая работы на тяговой подстанции Делюр были закончены, а к началу ноября выполнены на всех подстанциях с учётом полученного опыта.

К этому же времени Юрий Михайлович Чернига выполнил наладку 90 комплектов электронных защит типа УЭЗФМ фидеров контактной сети 27,5 кВ и обучил обслуживающий их персонал.

Тогда же Олег Сардекович Сиразитдинов модернизировал устройства телемеханики участка. Александр Тихонович Шинкаренко и Иван Захарович Тазитдинов на всех подстанциях выполнили монтаж и наладку расчётных приборов учёта электроэнергии на вводах 27,5 кВ силовых трансформаторов.

Все это являлось хоть и важной, но всё-таки небольшой частью всей той многотрудной деятельности по переводу в ноябре 1995 года участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток, в которой участвовал практически весь коллектив энергетиков Восточно-Сибирской железной дороги. Благодаря их самоотверженному труду и высокой квалификации в относительно короткие сроки была выполнена уникальнейшая работа, ставшая теперь достоянием истории Российских железных дорог.
Дмитрий Кириченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30