28 ноября 2020 02:03

28 ноября 2020 02:03

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

По канонам системы 5S

С тех пор как в структурных подразделениях ВСЖД стала внедряться система 5S, даже самые большие скептики смогли убедиться в её огромной значимости.
Грамотная планировка рабочего пространства сегодня является потребностью любого производства. Объективному представлению о том, насколько основательно этот процесс захватил умы работников предприятий дороги, способствует проводимый на ВСЖД ежегодный конкурс «Лучшее структурное подразделение по внедрению методики управления производственной средой 5S».

– Для участия в конкурсе этого года поступило 56 заявок, – рассказывает технолог службы технической политики ВСЖД Артём Колмаков. – По его итогам в номинации «Лучшее структурное подразделение» 1-го места удостоился коллектив моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный, второго – эксплуатационное вагонное депо Тайшет, третьего – путевая машинная станция № 183.

По словам технолога моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный Екатерины Леоновой, система 5S стала частью основного процесса на предприятии:

– На её принципах организованы техпроцессы технологических участков, расположенных в Иркутске, Улан-Удэ и Нижнеудинске, неукоснительно поддерживается порядок и чистота, выполняются правила хранения инструментов и оснастки. Для рационального размещения узлов и деталей установлены стеллажи. Применён метод визуализации, задействована цветовая идентификация, маркировка. В электромашинном и автосцепочном отделениях внедрена поточная линия. Система оказывает огромное воздействие на производительность труда, способствует поддержанию комфортного психологического климата, стимулирует желание работать.

В совершенствование рабочих мест внесли большой вклад главный механик депо Виктор Козловцев, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Дмитрий Сдобин, слесарь по ремонту подвижного состава Александр Габушев, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Роман Кузнецов.

К сказанному технологом следует добавить, что в депо на высоком уровне организована и пропаганда системы 5S. Фотографии лучших рабочих мест размещаются на информационных стендах. На постоянной основе ведётся обучение персонала организации и поддержание рабочих мест по принципам 5S.

Ведущий инженер эксплуатационного вагонного депо Тайшет Евгений Горомлёв сообщил, что по канонам системы 5S на его предприятии содержится 80% всех рабочих мест пунктов технического обслуживания, цехов текущего отцепочного ремонта, контрольных постов и пунктов подготовки вагонов предприятия, дислоцирующихся на станциях Нижнеудинск, Тайшет, Вихоревка, Братск, Коршуниха-Ангарская, Усть-Илимск, Чуна, Гидростроитель, Падунские Пороги, Игирма, Рудногорск.

Наилучшим образом обустроены по принципам 5S рабочие места административного здания депо, цехов текущего отцепочного ремонта Коршуниха-Ангарская, Усть-Илимск и пункта подготовки вагонов Усть-Илимск.

– За это хочется отметить исполняющего обязанности мастера ПТО Коршуниха Максима Чалова, начальника ПТО Усть-Илимск Виталия Холодилина, мастеров ПТО Тайшет Сергея Бархатова, Павла Скоробреха, Романа Приказчикова, главного механика Виктора Дробина.

Работники депо постоянно высказывают предложения по хранению оснастки, инструментов, метизов, придумывают рациональные способы перемещения деталей. А на стендах «Система менеджмента качества» и «Бережливое производство» размещается информация о том, как система 5S внедряется. С целью мотивации персонала за содержание рабочих мест в порядке, соответствующем системе 5S, в депо выплачиваются премии, объявляются благодарности.

– Своевременное обслуживание и приведение к эстетическому состоянию оборудования существенно сокращает выход его из строя, уменьшает количество отказов, – отметил главный механик Виктор Дробин.

Чтобы система заработала, каждый участник, по мнению Сергея Бархатова и Романа Приказчикова, должен осознать необходимость ее внедрения. Для этого всем причастным работникам в систему дистанционного обучения включены темы для самоподготовки, на планёрных совещаниях обсуждаются результаты её применения. Коллективы сами обращаются к руководителям участков для внедрения своих идей.

– Не все работники при внедрении системы 5S на нашем предприятии были готовы к переменам, – говорит главный инженер ПМС-183 Дмитрий Лыткин, занявшей в конкурсе третье место. – Чтобы пробудить к ней интерес, руководством была проведена большая разъяснительная работа. Каждый член коллектива прошёл обучение по теме «Система 5S». На удивление, уже через короткий промежуток времени от многих стали поступать предложения, направленные на то, чтобы их рабочие места были приведены в соответствие данной системе в первую очередь.

Сегодня учёба касается всех. Занятия, проходящие в формате игр и тренингов, сопровождаются демонстрацией видеофильмов о практике применения системы на всемирно известных предприятиях. Работникам выдаются памятки о её применении. На участках вывешены плакаты и фотографии, отображающие состояние рабочих мест до внедрения системы и после.

Работники постоянно совершенствуют своё рабочее место. А это повышает производительность труда и безопасность выполняемых операций.

Немало высказывается идей по части повышения эффективности внедрённого способа стандартизации рабочих пространств. В этом плане отличаются главный механик Сергей Горбатенко, начальник участка производства Андрей Чернышов, дорожный мастер Василий Лыткин, мастера по эксплуатации и ремонту машин и механизмов Игорь Закусило и Андрей Карнаухов, слесарь по ремонту путевых машин и механизмов Сергей Кольцов, станочник широкого профиля Иван Романчугов, водитель погрузчика Николай Абсанов, наладчики железнодорожно-строительных машин Роман Ситников и Евгений Пальчик, распределитель работ Галина Пилипко, кладовщик Людмила Баклан.

– Например, – рассказал Дмитрий Лыткин, – в процессе приведения рабочих мест моторного цеха и цеха малой механизации к системе 5S слесарем по ремонту путевых машин и механизмов Сергеем Кольцовым, наладчиками железнодорожно-строительных машин Романом Ситниковым и Евгением Пальчиком предложена более оптимальная схема ремонта и движения деталей по ремонтному циклу, которая способствовала повышению производительности труда.

В процессе усовершенствования рабочих мест многое из улучшений выполнено самими работниками из списанных, но пригодных к использованию материалов.

По словам Артёма Колмакова, аналогичный подход – на каждом предприятии ВСЖД. О чём красноречиво свидетельствует завершившийся конкурс, который назвал структурные подразделения на ВСЖД, удостоившиеся звания победителя в номинации «Лучшее рабочее место по функциональному филиалу». В их числе – эксплуатационное вагонное депо Северобайкальск, Таксимовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Слюдянская дистанция пути, станция Иркутск-Сортировочный, эксплуатационное локомотивное депо Вихоревка, Нижнеудинский производственный участок Восточно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Северобайкальская механизированная дистанция инфраструктуры, путевая машинная станция № 340, Северобайкальский территориальный участок Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению, главный материальный склад Восточно-Сибирской дирекции снабжения, дистанционная механическая мастерская Восточно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, восстановительный поезд станции Коршуниха-Ангарская, электротехнический участок моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирская дистанция гражданских сооружений, производственный отдел Иркутского информационно-вычислительного центра, Тайшетский региональный центр связи, техотдел Восточно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, Коршуниха-Ангарская дистанция электроснабжения, санаторий-профилакторий «Истоки», отдел комплектации и научной обработки литературы Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек, вокзал Вихоревка, передвижная краноиспытательная станция Восточно-Сибирского центра метрологии, Иркутский участок производства Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств.

Многие из названных предприятий приняли участие в конкурсе проектов и агитационных материалов по бережливому производству, который был инициирован Центром моделирования бизнес-процессов ОАО «РЖД». Номинации этого конкурса – «Лучший функциональный проект», «Лучший мультифункциональный проект», «Лучший агитационный материал», «Лучший функциональный филиал» и «Лучшая железная дорога». Его первый этап проводился с 3 августа по 18 сентября, второй – с 21 сентября по 23 октября. Сроки третьего этапа – с 26 октября по 30 ноября.

Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30