03 декабря 2020 07:25

03 декабря 2020 07:25

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

На пользу «окнам» и базам

Проекты улучшения на предприятиях, которые занимаются обновлением пути, разрабатываются на всех стадиях производственных процессов

За счёт проектов бережливого производства технологические процессы структурных подразделений Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути приобретают новое качество.
– Эдуард Леонидович, в прошлом году путевые машинные станции вашей дирекции, опираясь на принципы бережливого производства, выполнили корректировку целого ряда реализуемых технологических процессов. На что направлена эта работа?

– Как и во все предыдущие годы участия в программе бережливого производства, предприятия дирекции своей основной целью ставят устранение потерь при реализации технологических процессов.

В соответствии с планом-графиком начальника ВСЖД Василия Фролова в 2019 году нашими структурными подразделениями было рассмотрено и внедрено 12 проектов. От их реализации получен совокупный экономический эффект 6,094 млн руб. Внедрённые проекты ускоряют проведение капитального ремонта железнодорожного пути 1, 2 и 3-го уровня, оптимизируют время для проведения технологических «окон».

– Какие конкретно техпроцессы оказались в выигрыше? Сколько среди них непосредственно реализуемых при производстве ремонтных работ на путях?

– На этапе разработки проектов бережливого производства делается акцент на повышение производительности труда персонала и механизмов. Одна из самых сильных разработок из этой серии – проект ПМС-183, направленный на оптимизацию процесса укладки рельсовых плетей. Экономия средств в 1,472 млн руб. предприятию обеспечена за счёт укладывания уравнительных рубок разной длины.

На деле это обстоит так. Одна рубка длиной 8 м, а на противоположной стороне – 10,5 м. Для сварки рельсовых плетей на участок работ доставляется изготовленная на производственной базе одна рубка длиной 12,5 м. На снятой с пути уравнительной рубке длиной 10,5 м обрезаются концы с болтовыми отверстиями, в результате чего получается рубка для сварки длиной 9,3 м, которая в дальнейшем вваривается на место, где находилась 8-метровая рубка. Доставленная с производственной базы рубка длиной 12,5 м вваривается на место, где находилась рубка длиной 10,5 м. Таким образом на каждом месте сварки экономится одна рубка длиной 12,5 м.

Много сильных сторон у проекта ПМС-56, в результате внедрения которого при сборке рельсовых рубок на перегоне затрачивается на 190 тыс. руб. меньше. Разработка, выполненная оперативной рабочей группой этого предприятия, предполагает оборудовать железнодорожную платформу дизельной электростанцией «Вепрь» (АДА 8-230) с номинальной мощностью 8 кВт, изготовить кран-балку с перемещением тельфера, как в междупутную сторону, так и в сторону обочины земляного полотна. Это позволяет исключить время, затраченное на работу по сборке рельсовых рубок укладочным краном УК 25/9-18 и перетяжку каретки с укладочного крана при помощи машины МПД.

Другое наше подразделение, ПМС-340, сократило затраты на 117 тыс. руб., повысив КПД крана УК-25 в период производства ра- бот при пониженных температурах. ПМС-45 внедрён проект «Оптимизация процесса перевозки инвентарных рельсов», который принёс экономию 435 тыс. руб.

ПМС-66 сократила расходы на автотранспортную технику на 257 тыс. руб. при планировании отработанного балласта на участках ремонта пути, ПМС-67 проектом «Оптимизация временной стоянки жилых вагонов на месте дислокации путевой колонны» уменьшила затраты на 256 тыс. руб. ПМС-303 сократила на 452 тыс. руб. расходы на процесс сборки рельсовых стыков при укладке рельсошпальной решётки.

– Какие решения для снижения эксплуатационных расходов применены на производственных базах ПМС?

– Улучшился ряд процессов на производственных площадках путевых машинных станций. Так, ПМС-45 получена экономия 591 тыс. руб. от изменения схемы поставки материалов верхнего строения пути из цеха в цех. ПМС-183 нашла возможность уменьшить на 580 тыс. руб. затраты за счёт проекта «Оптимизация места сборки стрелочных переводов на производственной базе», ПМС-340 обеспечила себе экономию в 452 тыс. руб. проектом «Оптимизация технологического процесса по погрузке щебня на производственной базе станции Гришево».

– Что сделано путевыми машинными станциями для повышения эффективности технологических процессов в этом году?

– С учётом поставленной задачи дирекция взяла обязательство реализовать в 2020 году 14 проектов бережливого производства с экономическим эффектом 6 млн руб.

Проекты позволили внести улучшения в процесс укладки рельсовых плетей, монтажа рельсошпальной решётки, планирование отработанного балласта на участках ремонта, работу автотракторной техники в режиме закрытого перегона, в операции по разрядке температурных напряжений, зашивке рельсошпальной решётки на линии ТЛСМ.

Улучшены применяемые в ходе технологических «окон» на линии 7 технологических процессов. В пример можно привести ПМС-183, где с целью оптимизации работ по разрядке температурных напряжений вместо установки Зубова предложено применять портативное нагревательное устройство. Его внедрение сокращает трудозатраты на 91,3% и уменьшает общее время работ на 108 минут. При этом почти в два раза снижается потребление дизельного топлива. Экономический эффект составил 987,5 тыс. руб. в год.

В ПМС-67 при сборе рельсовых рубок длиной от 8 м до 12,5 м после операции укладки плетей на перегоне, вместо крана УК-25/9-18, чтобы исключить его частую передислокацию по участку работы, используется грузовая платформа в комплексе с МПД. Она оборудована блочным механизмом для затягивания рельсовых рубок. При этом используется тяговый трос МПД.

В ПМС-66 за счёт оптимизации технологического процесса, в котором в режиме закрытого перегона задействованы железнодорожно-строительные машины, уменьшен расход щебня. В результате внедрения этого проекта достигнут экономический эффект в 641,2 тыс. руб.

– Какова отдача от проектов бережливого производства, инициированных на производственных базах ПМС?

– В этом направлении хорошо поработали ПМС № 183, № 56, № 67, № 45, и № 303.

На производственной базе на станции Тулун усовершенствован процесс монтажа рельсошпальной решётки с экономическим эффектом 727 тыс. руб. Он достигается за счёт снижения времени на транспортировку рельсов от места складирования до места монтажа РШР.

В ПМС-56 на станции Онохой внедрён проект «Оптимизация процесса работы козловых кранов» с экономическим эффектом 604 тыс. руб.

Предложив изменить технологию погрузки металлолома, ПМС-45 на станции Батарейная внесла улучшения в технологию зашивки рельсошпальной решётки на технологической звеносборочной линии.

Самая северная на ВСЖД, ПМС № 303 на станции Кичера достигла экономии ресурсов почти в 200 тыс. руб. на участках сборки стрелочных переводов.

– Напомните о некоторых проектах, которые были внедрены ПМС ранее. В чём их актуальность?

– Большая часть из ни не утратила своей значимости. Можно подтвердить это на примере проекта ПМС-45 «Оптимизация технологического процесса выгрузки рельсовых плетей с рельсовозного состава на участках ремонта», реализованного в 2018 году. Чтобы исключить ручной труд при выгрузке длинномерных рельсовых плетей в колею пути на прямых и кривых участках пути с соблюдением габарита, было изготовлено устройство под названием «габаритница». Благодаря ему операция по сдвижке плетей в центр колеи проводится без вовлечения бригады монтёров пути из шести человек. При этом время выгрузки сокращается на 13%, а всей операции – на 415,78 человекочаса. Что очень важно: исключается риск получения травм монтёрами пути.

По-прежнему актуален в этой ПМС и проект 2018 года «Оптимизация работы автотракторной техники при планировании отработанного балласта на участках ремонта». В рамках проекта предлагалось заменить работу двух бульдозеров с широким отвалом (Т-170) и автогрейдера ДЗ-98 на работу автогрейдера ДЗ-98 и погрузчика Bobcat при планировании отработанного балласта после работы щебнеочистительных машин. Проект позволил сократить затраты на дизельное топливо на 6391,47 руб. на 1 км и повысил эффективность процесса на 19,8%. Экономический эффект от внедрения – 580 тыс. руб.

Оба проекта были растиражированы во всех структурных подразделениях дирекции.

– Можно ли сказать, что в разработке проектов бережливого производства задействуются идеи работников структурных подразделений дирекции, не являющихся членами оперативных рабочих групп? Кто из них внёс существенный вклад в разработку проектов?

– В их реализации задействованы все структурные подразделения дирекции, их руководящий, инженерно-технический и рабочий персонал. С участием представителей подразделений, в частности, проводятся совещания и круглые столы, на которых анализируется эффективность действующих технологических процессов в сравнении прошлого и настоящего, вносятся предложения для устранения «барьерных мест» на предприятиях – и на основании этого формируется собственная программа проектов бережливого производства.

Разработка проектов – дело творческое. Их успешность во многом определяется тем, как погружаются в решение проблем работники предприятий. За что им большое спасибо.

Например, в ПМС-340 хочется поблагодарить её главного инженера Антона Геннадьевича Победина, технолога Глеба Валерьевича Гуляева, монтёра пути Алексея Юрьевича Гончарова, распределителя работ Наталью Олеговну Ильющенкову, газоэлектросварщика Александра Викторовича Крикунова. В ПМС-183 отмечу наладчиков железнодорожно-строительных машин Евгения Владимировича Пальчика и Романа Александровича Ситникова, слесарей по ремонту путевых машин и механизмов Сергея Владимировича Кольцова и Андрея Николаевича Хворостянко.

Идеи и предложения, высказанные работниками, вошли и в проекты бережливого производства, запланированные к разработке и внедрению в 2021 году. Нам предстоит реализовать 14 проектов, из которых 3 будут мультифункциональными с общим экономическим эффектом в 6,73 млн руб.

Говоря о важности в деле повышения эффективности производственных процессов в путевых машинных станциях, следует отметить утвердившееся среди наших работников уважение к системе 5S. На сегодняшний день на основе её принципов организованы все рабочие места дирекции. И неслучайно по итогам дорожного смотра- конкурса «Лучшее подразделение по внедрению методики управления производственной средой 5S», который провела служба технической политики ВСЖД, в номинации «Лучшее структурное подразделение» одного из призовых мест удостоился коллектив путевой машинной станции № 183.
Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31