20 января 2021 00:06

20 января 2021 00:06

фото: Архив «ВСП»

Инновационный задел на востоке

Решению задач по устранению барьерных мест и повышению эффективности эксплуатационной работы на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах способствуют внедрённые здесь прорывные технологии с инновационной составляющей.
В конце прошлого года в алгоритм работы Восточного полигона интегрирован программно-технический комплекс Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте для оперативного управления эксплуатационной работой (ПТК ИСУЖТ). Площадкой для его внедрения стал Центр управления перевозками на Восточном полигоне в Иркутске.

Данная технология предназначена для оперативного управления эксплуатационной работой в части автоматической установки маршрутов поездов и уже зарекомендовала себя в работе диспетчерского персонала.

ПТК ИСУЖТ позволяет управлять производственными процессами в реальном времени, расширять возможности текущего, тактического и стратегического планирования, моделирования и прогнозирования развития ситуаций в перевозочном процессе.

Одновременно с реализацией этого проекта на Восточном полигоне осуществляется тестирование уникальной технологии интервального регулирования движения поездов. Вследствие её внедрения на участке Карымская – Хабаровск обеспечивается ритмичность высокого уровня передачи грузовых поездов с Восточно-Сибирской дороги на Забайкальскую. Проектом предусмотрено применение виртуальной сцепки (ИСАВП-РТ), которая позволяет сократить в 1,5 раза межпоездной интервал. За счёт этого обеспечивается повышение на 10–12% провозной способности направления, что особенно актуально в период ремонтных работ, рассказал первый заместитель начальника дирекции управления движением на Восточном полигоне Артём Власенский.

В начале 2020 года Восточно-Сибирской дирекцией тяги и Дирекцией управления движением на Восточном полигоне внедрена технология вождения составов с углём весом 7100 тонн со станции Челутай в направлении морских портов Дальнего Востока электровозами серии 3ЭС5к с поосным регулированием силы тяги. В среднем в сутки с этой станции отправляется 6 поездов. Раньше маршруты со станции Челутай вывозились электровозами серии ВЛ85 и 1,5ВЛ80, весовая норма которых – 6300 тонн. Внедрение этой технологии позволило увеличить в текущем году по сравнению с прошлым годом объём вывоза угля с этой станции на 490 тыс. тонн, или на 6%.

Устранению узких мест на Восточно-Сибирской железной дороге способствуют разработки, выполненные специалистами станций и центров организации железнодорожных станций. В этом году, например, движенцами станции Иркутск – Сортировочный разработана и внедрена технология формирования объединённых длинносоставных поездов на станции Иркутск-Сортировочный.

– Актуализация этих и ряда других технических решений, несомненно, способствовала выполнению установленных для дорог Восточного полигона качественных показателей. Так, эксплуатационный грузооборот на ВСЖД с начала года выполнен на 101,1% по отношению к плану и на 100,5% – к уровню прошлого года. Общий приём вагонов по дороге вырос по сравнению с уровнем прошлого года на 3%, общая их сдача – на 3,5%. Простой транзитных вагонов сокращён на 0,45 часа. План погрузки выполнен на 101%, – рассказал заместитель начальника отдела технологии и анализа эксплуатационной работы дирекции управления движением на Восточном полигоне Алексей Бардов.

Сегодня инициирована реорганизация Дирекции управления движением на Восточном полигоне. Проект предполагает выделение диспетчерского управления движением поездов Восточно-Сибирской и Забайкальской магистралей в структурное подразделение Центральной дирекции управления.

Сосредоточение функций управления движением поездов в одном структурном подразделении позволит эффективно использовать ресурсы перевозочного процесса, а также повысить эффективность использования знаний, навыков и умений диспетчерского персонала.
Александр Иванов