20 сентября 2020 01:56

20 сентября 2020 01:56

фото: momong.ru

Великий и могучий от графа

О министре путей сообщения Михаиле Хилкове его современники – строители Транссиба слагали легенды и сочиняли анекдоты

В этом году отмечаются две даты – 120-летие сдачи в постоянную эксплуатацию Забайкальской железной дороги (участки Иркутск – Байкал и Мысовая – Сретенск) и 115-летие завершения строительства Кругобайкальской железной дороги, которое позволило открыть сплошное движение по Транссибу до Владивостока (через Маньчжурию). Одним из главных участников обоих событий был министр путей сообщения граф Михаил Хилков, которому благодарные потомки установили памятник на станции Слюдянка. Мы решили несколько нарушить традицию, уйти от серьёзных тем и в праздничном номере рассказать анекдоты и легенды про министра Хилкова, которые собрал наш нештатный автор кандидат исторических наук Александр Хобта.
rdfjdrjdft.jpg

В середине февраля 1904 года первый состав, гружённый оружием и продовольствием для Порт-Артура, с большой осторожностью съехал по пути-времянке на лёд Байкала. Дело было теперь за немногим – одолеть 40 вёрст до противоположного берега, но машинист, натянув на брови фуражку, решительно заявил князю:
– Ваше сиятельство! Бес его знает, этот лёд, а вдруг провалится! Не поеду.

Князь с усмешкой двинул его плечом:

– Ну-ка, любезный, посторонись.

И как был в роскошной бобровой шубе, так и встал к реверсу. Точно так же, как вставал когда-то в Америке. Сорок лет назад. Состав прошёл благополучно. И вслед за ним тронулись многие другие. Как позже подсчитали, ледовый путь князя увеличил пропускную способность магистрали в четыре раза.

Существует легенда о выборе площадки для станции Слюдянка, связанная с М.И. Хилковым. Не сразу становится понятно, почему местом для строительства главной станции Кругобайкальской железной дороги выбрали именно этот участок железной дороги, где сегодня расположена станция. Здесь линию к берегу прижимают крутые склоны и рядом со станцией протекает своенравная речка Слюдянка. Её «славные» особенности, такие как вздыматься от проливных дождей, менять русло и сносить всё на своем пути, отмечали ещё первые изыскатели.

Совсем недалеко расположилась прекрасная ровная култукская площадка (рядом с селом Култук), где прекрасно бы расположились станционные пути, депо и другие здания крупной железнодорожной станции. Однако, согласно легенде, станция Слюдянка возникла «капризной игрой случая и по милости барской затеи царского министра путей сообщения князя Хилкова». Далее говорится: «Понравилась, говорят, старичку-сановнику небольшая, но живописная долина, расположенная в пяти-шести верстах от большого и удобного для деповской станции плато, где ныне находится полустанок Култук, и он обосновался со своим поездом и заложил депо и прекрасную по архитектуре и материалу станцию, назвав её Слюдянкой. Причём старожилы говорят, когда инженеры указывали сиятельному князю на крайнюю ограниченность площадки, то он лаконично отвечал им: «В тесноте, да не в обиде».

Рассказывают и такой анекдот. Как-то при посадке в кошеву, стоявшую на льду Байкала, Михаил Иванович неудачно запнулся и высказался по-русски. Сидевший на облучке ямщик, не поворачиваясь, сказал: «Ну, вы, барин, ругаетесь, прямо как князь Хилков».

На долю Хилкова, наряду с общим руководством Министерства путей сообщения, выпала важная историческая задача – продолжить и завершить строительство железной дороги по территории Сибири и Дальнего Востока. Строительство (с выходом на Владивосток по территории Китая) шло 14 лет, из них 11 лет (с января 1895 по октябрь 1905 года) Министерство путей сообщения возглавлял М.И. Хилков. На благо государства, на укрепление его мощи работал министр. В течение этого времени вся Сибирская железная дорога, сдаваемая участками, начала свою работу.

Кроме того, была организована Байкальская паромная железнодорожная переправа, переправа по льду озера Байкал, устроена набережная во Владивостоке, приняты меры по усилению пропускной и провозной способности и ускорению движения поездов на железных дорогах Сибири, выполнено много другой работы, наконец, успешно выполнена задача по переброске войск через Байкал во время Русско-японской войны.

Хотя сооружение Транссибирской магистрали начиналось без участия Хилкова, можно сказать, что она прошла через его жизнь. Транссибирской магистрали он отдал много сил и времени. Через его судьбу прошли не только тысячи километров новых железнодорожных линий, построенных в период его руководства Министерством путей сообщения, – через неё прошли большие и малые города, почётным гражданином многих из которых он стал.
Александр Хобта
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31