03 июля 2020 16:31

03 июля 2020 16:31

Майский сюрприз Вредного

Недавняя атака мощного водоснежного потока показала: потенциал вредности данного горного ручья практически неисчерпаемый.
В результате разгула природной стихии две большие водопропускные трубы под автодорогой, связывающей Иркутскую область и Республику Бурятия, оказались напрочь забитыми камнями и льдом. Вредный легко обошёл это препятствие по флангам, взломал оборону земполотна автодороги и пробил два новых русла.

Перерыв в движении автотранспорта составил менее суток: водители грузовых фур и легковых автомобилей были вынуждены встать на 283-м км, на обоих берегах ручья с этим характерным названием. Действительно, его буйный и свирепый нрав хорошо известен всем бамовцам.

По словам мастера по земполотну Северобайкальской дистанции пути Николая Кравченко, наблюдения за Вредным ведутся ещё с 80-х годов, все его выходки подробно и скрупулёзно зафиксированы в соответствующих журналах – можно сказать, набрался уже целый многотомник его коварных и разрушительных деяний.

Так, 7 апреля 1986 года здесь произошёл сход мощной лавины с перекрытием земполотна – сбой в движении по железной и автодороге составил трое суток.

24 апреля 2014-го внезапно с гор обрушилось другое стихийное природное явление – параселевой поток. Так называют водоснежные и водоледяные потоки. Твёрдая составляющая в них представлена почти исключительно снегом и льдом. Они отличаются от собственно селевых потоков значительно меньшей плотностью и слабой эрозионно-аккумулятивной деятельностью.

Тогда грузовой поезд, следовавший на восток, из Кунермы на Дельбичинду, простоял более двух часов – до устранения всех последствий горной атаки.

По словам начальника Северобайкальской геобазы Евгения Воротникова, нынче обошлось: угрозы безопасности движения поездов нет. А причиной схода снежно-селевой массы послужил большой объём снега по руслу ручья выше автомобильной дороги и усиление водоотдачи после обильных дождей, в результате чего большая снежная масса напиталась водой и устремилась в район авто- трассы.

На сегодняшний день работниками ШЧ-13 восстановлен селевой датчик в русле ручья, личным составом ПЧ-23 установлен круглосуточный контроль за пропуском вешнего половодья.

По данным начальника Усть-Кутского отдела Дирекции автомобильных дорог Иркутской области Ивана Антипина, движение автотранспорта на данном участке было восстановлено вечером 1 мая силами филиала «Казачинско-Ленский» АО «ДСИО». Была задействована тяжёлая землеройная техника и специальный транспорт: экскаватор, бульдозер и пять самосвалов. Также разрабатывается проект строительства нового железобетонного моста, реконструкции и спрямления автодороги в этом месте.

Как видим, штрихи к портрету данного ручья весьма красноречиво свидетельствуют: за ним нужен глаз да глаз. Наша газета уже писала о том, что с 2017 года наблюдения за Вредным, несущим свои бурные воды по мрачному, каменистому, практически непроходимому горному ущелью, вышли на новый уровень или, в буквальном смысле, на новую высоту. То есть здесь успешно применяется очередное достижение научно-технического прогресса – квадрокоптер с установленной на нём видеокамерой.

Заметим, что его использование обходится в разы дешевле, чем практиковавшееся ранее применение вертолётов. На прежний вид авиаразведки уходила уйма керосина и ещё больше – денег…

Так вот, сегодня уже достоверно известно, что в верховьях Вредного располагается огромное по размерам горное озеро – основной его питатель. И этот факт, по всей видимости, должен стать информацией к размышлению для учёных, изыскателей, проектировщиков, путейцев и транспортных строителей, занятых проработкой проекта по надёжной защите от поистине вреднейшего воздействия лавин, камнепадов и селей на железнодорожный мост и земполотно.
Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31