24 сентября 2020 07:40

24 сентября 2020 07:40

фото: zen.yandex.ru

Лёгкий пар для бойцов РККА

В феврале 1942-го на фронт отправился необычный эшелон с подарками от трудящихся Иркутской области

Инициатива о формировании поезда, в составе которого находился, по сути, целый комбинат бытового обслуживания, была в духе ещё дореволюционной российской традиции.
Конструкция вагона-котельной была проста, экономична и надёжна

Бойцы мылись здесь, а их бельё проходило обработку в соседних вагонах

Началось всё с того, что в декабре 1941-го коллектив 5-го вагонного участка Иркутск-1 обратился к командованию и в политотдел дороги с просьбой разрешить им на собранные средства оборудовать поезд-баню для защитников Родины. «Мы, – говорилось в обращении за подписями стахановцев и «руководящего треугольника», – единодушно решили 21 декабря сделать рабочим днём и все заработанные средства передать на постройку поезда-бани. Мы призываем всех железнодорожников Восточно-Сибирской поддержать инициативу рабочих сталинских мастерских и организовать своими силами и на свои средства строительство поездов-бань на нашей дороге для бойцов героической Красной Армии».

История вопроса

Поезда-бани, состоявшие из нескольких специально оборудованных вагонов, впервые появились в России во время Русско-японской войны. Во время Первой мировой в армии вновь появились эти необычные составы. Например, в 1914 году был построен поезд-баня из 40 вагонов, который мог обслужить 1200 человек в непрерывном потоке.

Первыми во время Великой Отечественной эту традицию продолжили стахановцы из мастерских Октябрьской железной дороги. Они предложили своими силами на свои средства в свободное от работы время оборудовать для бойцов Красной Армии поезд-баню. На состоявшемся 16 декабря 1941 года общем собрании было решено произвести отчисление от заработной платы и провести 21 декабря воскресник. Коллектив мастерских призывал всех железнодорожников взяться за оборудование на предприятиях транспорта поездов-бань.

Чтоб дали жару фашисту

Призыв поддержали на Восточно-Сибирской дороге. 18 декабря после работы просторный столярный цех вагонного депо Иркутск-1 заполнился рабочими и служащими. Они пришли на митинг, чтобы обсудить предложение рабочих мастерских Октябрьской дороги.

Красная Армия должна быть обеспечена всем необходимым, чтобы «беспощадно громить немецких оккупантов». Эти мысли выразил в своём выступлении слесарь П.Л. Балберов. «Забота нашего народа о Красной Армии, – заявил он, – вдохновляет бойцов на героические подвиги. Наши славные воины одерживают всё новые победы. Наше дело ответить на это ещё большим вниманием и заботой и единодушно поддержать ценное предложение рабочих сталинских мастерских о постройке поезда-бани».

По поручению цеха годового осмотра выступил слесарь И.Л. Дергунов. От имени рабочих он внёс предложение 21 декабря сделать рабочим днём и весь заработок передать на постройку поезда-бани. нормы». Это предложение поддержали все рабочие. Выступившие по поручению своих цехов слесарь кузнец А.И. Рубальников, котельщик Суровцев, мастер подсобного цеха В.А. Хархорин и другие единодушно заявили, что 21 декабря они отметят высокой производительностью. Также единодушно принято решение обратиться с призывом ко всем железнодорожникам Восточно-Сибирской последовать примеру рабочих мастерских.

Последнее воскресенье 1941-го

В приказе по дороге № 295/НЗ от 19 декабря была обозначена дата начала строительства – 25 декабря. Местом строительства определялось вагонное депо Иркутск-1, его начальником – заместитель руководителя вагонной службы Н.К. Грабилин, комиссаром – начальник сектора партийных кадров политического отдела дороги М.Н. Слободчиков.

В воскреснике приняли участие более 10 тыс. человек. Заработанные средства, около 100 тыс. руб., переданы в фонд строительства поезда-бани. Дружной работой отметились, в частности, рабочие депо Зима: из промывочного ремонта они выпустили два паровоза. Трудившиеся по соседству с ними вагонники отремонтировали один вагон средним ремонтом и один годовым. Слесари заготовительного цеха Хлопков, Морозов, Терещенко, Ивлев выполнили задание на 312–387%. Всего в этот день заработали 8936 руб. 327 человек отчислили на строительство поезда-бани однодневный заработок. Железнодорожники Улан- Удэнского отделения заработали на воскреснике и отчислили на строительство поезда-бани 11536 руб., на узле Мысовая работали 50 человек, на Гусиноозёрском отделении 600 рабочих, служащих и домохозяек заработали 28567 руб. Коллектив вагонного участка взял на себя почётную и ответственную задачу – за 20 дней оборудовать необычный состав.

В ударном порядке инженеры К. Кислых, В. Смирнов, И. Першин, П. Картуш, К. Шаболин составили проект поезда- бани.

Дело для находчивых

Строительство поезда-бани началось без промедления и широким фронтом. Одновременно выполнялись плотничьи, котельные и столярные работы. Каждый старался трудиться по-военному – за двоих, за троих. Такого подъёма на участке никогда прежде не наблюдалось. Строители имели на руках только схематический проект. Детализация его производилась в процессе установки и оборудования отдельных агрегатов. Много изобретательности, находчивости, смекалки и сноровки проявили инженеры депо и опытные вагонники.

Изготовление резервуаров, установку агрегатов, монтаж водопроводной сети проводился силами вагонников и точно по графику. Устанавливались баки для воды, котлы, заготавливались водопроводные трубы, опробовались стиральные и сушильные машины. К 10 января закончилась внутренняя отделка. Три вагона поставлены в цех для окраски.

Строительство вели, не считаясь со временем. Отлично работали плотники Потехин, Денисов, Ледниченко, Курков, Сулейманов, Балобадько. Ледниченко, например, работал под открытым небом и, несмотря на мороз, все задания выполнял образцово.

Бригада столяров под руководством стахановца Червякова выполнила все плотницкие и столярные работы за 6 дней, вместо 10 по плану. Успешно справлялась с монтажными и котельными работами бригада Подгузова. Большую помощь в подборе материалов оказали работники отдела технического снабжения Н. Верещагин и И. Здобников.

Коллектив обязался окончить строительство поезда-бани к 18 января 1942 года.

Вплоть до кино и шахмат

В результате поезд-баня по факту получился большим и рационально сконструированным комбинатом бытового обслуживания на колёсах. Один из авторов проекта молодой инженер вагонного депо В.И. Уваров говорил: «Для меня этот поезд – настоящий экзамен на аттестат инженерной зрелости».

В составе было 8 вагонов. Первый предназначался для обсуживающего персонала и был рассчитан на 20 человек. В нём имелась кухня-столовая, 20 спальных мест, парикмахерская и комната для хранения ценных вещей: часов, денег, документов.

Второй вагон – клуб. Он был оборудован по последнему слову техники. У входа устроена будка для звуковой киноустановки. В светлом уютном зале на специально сконструированных скамейках могло разместиться 75–80 человек, они могли откидываться к стенкам вагона, и тогда зал превращался в довольно большую танцевальную площадку. Окна клуба были завешаны изящными шёлковыми занавесками, полы устланы дорожками. При клубе организовали библиотеку, имелись шахматы, шашки и музыкальные инструменты.

Собственно под баню были оборудованы два вагона. Здесь также всё было продумано до мельчайших подробностей. Большая пропускная способность достигалась остроумным расположением всех служб. Сняв бельё в раздевальне, боец попадал в помывочную, где он мог быстро вымыться и принять душ. За это время его бельё проходило сложный путь через дезинфекционную камеру, прачечную, сушильню и гладильню. И когда боец, вымывшись, попадал в комнату для одевания, он получал уже чистое и выглаженное бельё.

Между этими двумя вагонами располагался вагон-котельная. Конструкция его была очень простой, экономной и надёжной. Котёл располагался в середине вагона, легко обслуживался одним человеком и обеспечивал подачу достаточного количества воды и пара. С обоих его концов размещались дезинфекционные камеры.

Затем шёл вагон, в котором размещалась механическая прачечная, тут же хранился запас холодной воды в объёме 13 кубометров, располагалась электростанция и другие механизмы.

Рядом стоял вагон для ручной стирки, где размещались сушильные кулисы, гладильня, починочная и раздаточная для чистого белья. Все процессы труда были тщательно продуманы и рассчитаны на минимальные затраты времени при максимальном результате.

Последним следовал вагон-кладовая для подсобного материала и склад с запасами чистого белья. Все вагоны соединены между автосцепкой. Поезд был электрифицирован .

В награду – благодарность

Приёмная комиссия приняла поезд-баню с высокой оценкой. Приказом по ВСЖД № 33/НЗ 5 февраля 1942 года руководство дороги за выполнение боевых заданий на трудовом фронте в период Отечественной войны объявило благодарность Н.К. Грабилину, М.Н. Слободчикову, заместителю начальника подсобного цеха В.А. Хорхорину, котельщику вагонного депо В.П. Подгузову, бригадиру А.П. Червякову, электросварщику М.В. Першину, маляру Дорстроя И.Т. Жданову, инженеру вагонного депо В.И. Уварову, заместителю начальника отдела материально-технического снабжения Н.Д. Верещагину, начальнику главного материального склада Иркутск-1 И.Е. Здобникову.

19 февраля эшелон с подарками от трудящихся Иркутской области, в состав которого вошли банные вагоны, отправился на станцию назначения Вишера.
Александр Хобта, кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30