26 октября 2020 18:51

26 октября 2020 18:51

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

Опоры творческого поиска

Добиваться поставленных целей энергетикам магистрали помогают проекты улучшений

Применение инструментов бережливого производства в энергетическом комплексе ВСЖД стало важнейшим фактором улучшения технологических процессов на магистрали.
2.jpg

Илья Фесак, главный инженер
Восточно-Сибирской дирекции
по энергообеспечению

– Илья Анатольевич, Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению как участнику программы бережливого производства на 2019 год поставлена задача обеспечить сокращение непроизводительных потерь с ожидаемым совокупным экономическим эффектом 2, 747 млн руб. Насколько справились с этой установкой в подразделениях дирекции?

– С начала этого года в нашей дирекции внедрено 12 проектов бережливого производства с подтверждённым экономическим эффектом в 2,765 млн руб. Из них 4 функциональных, 1 мультифункциональный и 7 тиражируемых. Работа, проделанная по устранению непроизводительных издержек, уже отзывается снижением эксплуатационных расходов, повышением производительности и улучшением условий труда, найденными решениями более рачительного использования рабочего времени и материалов.

Северобайкальская дистанция электроснабжения нашла решение, позволяющее ей сэкономить 2,264 млн руб. без каких-либо затрат. На такой объём экономии она рассчитывает выйти за счёт организации на тяговой подстанции Дабан, находящейся на её обслуживании, аварийно-восстановительного запаса маслонаполненных вводов 220 кВ высоковольтных выключателей. Располагая таким фондом, предприятие имеет возможность оперативно заменять аналогичные устройства, которые эксплуатируются в оборудовании подстанции, в случае их выхода из строя.

Для формирования восстановительного запаса оперативная рабочая группа предприятия предложила воспользоваться вводами, демонтированными на этой подстанции в ходе прошедшей на ней модернизации, связанной с заменой масляных выключателей на элегазовое оборудование. Все выведенные из эксплуатации вводы в рабочем состоянии. Аварийный запас можно использовать и при проведении обязательных плановых профилактических испытаний и осмотров.

На сокращение эксплуатационных расходов Нижнеудинской дистанции электроснабжения направлена разработка её оперативной рабочей группы. Она предложила использовать для изготовления электрических соединителей разного типа несущие тросы контактной подвески, выведенные из эксплуатации при проведении плановых мероприятий, связанных с усилением устройств электроснабжения.

В дистанции такие тросы имелись в достаточном количестве. Обеспечив им вторую жизнь, она сэкономит более 702 тыс. руб.

На продление жизненного цикла эксплуатируемых опор контактной сети с дефектами и повреждениями сделала упор в своем функциональном проекте оперативная рабочая группа Вихоревской дистанции электроснабжения. Ею внедрена технология, позволяющая продлить на 20 лет срок службы устройств с приобретёнными в процессе эксплуатации нарушениями.

Чтобы достичь такого результата, рабочая группа по внедрению технологий бережливого производства дистанции из Вихоревки предложила восстанавливать их несущую способность с помощью железобетонной обоймы. Такая обойма отливается в полевых условиях тремя работниками дистанции.

Для её изготовления применяются две одинаковые половины обычной железной бочки, которые приставляются к опоре и закрепляются так, чтобы между ними образовался равномерный зазор, который заполняется песчаноцементным раствором.

Данный способ оздоровления опор апробирован на участке района контактной сети станции Вихоревка. Проанализировав его перспективу, дистанция планирует уменьшить свои эксплуатационные расходы на 464 тыс. руб.

– Какова отдача от проектов, внедрённых в прошлом году?

– По лекалам бережливого производства в минувшем году усовершенствован целый ряд технологических процессов. Так, Мысовская дистанция электроснабжения нашла решение, ускорившее процесс проведения высоковольтных испытаний ограничителей перенапряжения тяговых подстанций. Здесь ожидают экономию в 196 тыс. руб.

На обслуживании предприятия состоит 90 таких устройств. До внедрения проекта за одну рабочую смену бригада высоковольтных испытаний ремонтно-ревизионного участка, с учётом протяжённости дистанции в 242 км, могла обеспечить за один выезд на объект межремонтные испытания вентильных разрядников и ограничителей перенапряжения только двум из них. При этом большая часть времени уходила на такие операции, как снятие напряжения открытого распределительного устройства, обеспечение условий работы на высоте, отключение питания шин, отсоединение ограничителя перенапряжения от конструкции, подключение её к схемам. С учётом всех этих действий среднее время, затраченное бригадой на одну поездку до места работы и обратно, составляло 10,2 часа. Требовалось нести затраты по аренде автомобиля для доставки бригады.

Применив карты потока создания ценности текущего и будущего состояния и выявив область потерь, оперативная рабочая группа предприятия, чтобы сократить общее время проведения операций контроля, предложила оснастить бригаду прибором УКТ-03М – измерительным устройством для контроля тока проводимости. Теперь персоналу, оснащённому этим прибором, при выполнении операций межремонтных испытаний вентильных разрядников и ограничителей перенапряжения не требуется выполнять действия, связанные со снятием напряжения, подъёмом на высоту, в разрыв спуска заземления.

Переход на этот способ замера сказался на повышении производительности труда бригады ВВИ РРУ, а также позволил сократить на 30% время аренды автомобиля, который привлекался для её доставки к месту работы, а соответственно и финансовые затраты дистанции по статье «аренда автомобиля».

В Нижнеудинской дистанции электроснабжения внедрён проект «Организация оперативного обслуживания нейтральной вставки на перегоне Зима – Делюр». При необходимости производства переключений разъединителей нейтральной вставки, расположенной на этом перегоне, периодически возникает ситуация, когда после переключения разъединителя на щит управления энергодиспетчера не поступает сигнал при фактическом выполнении операции. В таком случае – с учётом возможного повреждения на контактной сети – возникает необходимость выезда аварийной бригады ЭЧК-13 станции Зима на автомобиле, находящемся на балансе ЭЧ-2.

Трудозатраты на проезд аварийной бригады к месту возможного производства работ в среднем составляют 195,72 чел./час, а расходы ГСМ для автотранспорта дистанции, осуществляющего транспортировку бригады, равны 300 литрам.

Рассмотрев этот процесс на предмет уменьшения непроизводительных потерь рабочего времени на доставку бригады к месту производства работ, сокращения расхода ГСМ на транспортировку бригады для своевременного определения фактического положения нейтральной вставки и характера возможного повреждения, оперативная рабочая группа предложила производить осмотр положения разъединителей нейтральной вставки персоналом тяговой подстанции ЭЧЭ-15 станции Делюр Иркутской дистанции электроснабжения.

Реализация данного проекта позволяет сократить трудозатраты на доставку аварийной бригады ЭЧК-13 станции Зима к месту возможного производства работ на 185,76 чел./час и уменьшить расход ГСМ для автотранспорта дистанции на 293,3 литра.

В Вихоревской дистанции электроснабжения внедрён проект «Изменение технологии оперативного управления на тяговой подстанции МПС станции Вихоревка». Направлен он на исключение участия оперативно-ремонтного персонала в работе по переводу накладок автоматического повторного включения на тяговой подстанции. Подобные накладки предназначены для ускорения повторного включения линий и уменьшения времени перерыва электроснабжения потребителей электролиний напряжением выше 1 кВ. В связи с тем, что малая тяговая подстанция, располагающаяся в Вихоревке, не имеет своего постоянного обслуживающего штата, для вывода накладок вызывались работники ЭЧЭ-70 тяговой подстанции Моргудон. При этом, разумеется, затрачивалось время персонала ЭЧЭ-70, а также расходовалось топливо служебного автотранспорта.

Чтобы устранить эти издержки, в дистанции предложено перевести накладки на телеуправление. Такое решение исключает необходимость выезда персонала ЭЧЭ-70 для вывода накладок на подстанцию МПС. Оно привело к экономии дистанцией более 313 тыс. руб.

Приличная отдача и от проектов других дистанций. В общем по итогам 2018 года в дирекции реализовано 27 проектов на общую сумму подтверждённого экономического эффекта в 3,645 млн руб.

– Одна из задач, которые ставятся перед дистанциями электроснабжения, – это сокращение потребления электрической энергии при эксплуатации устройств контактной сети и стационарных объектов…

– Этому вопросу в дирекции уделяется достаточное внимание. В течение последних трёх лет всеми дистанциями электроснабжения внедрены проекты, обеспечивающие снижение финансовых затрат за счёт уменьшения потребления электроэнергии. На достижение этого результата направлены как тиражируемые, так и функциональные проекты.

– Имеются ли в портфеле дирекции такие проекты бережливого производства, которые направлены на устранение узких мест в перевозочном процессе на ВСЖД?

– В этом году Иркутская дистанция электроснабжения стала участником мультифункционального проекта «Изменение технологии роспуска вагонов на чётной сортировочной горке станции Иркутск-Сортировочный» наряду со станцией Иркутск-Сортировочный, эксплуатационным локомотивным депо Иркутск-Сортировочный и Нижнеудинской дистанцией СЦБ.

Таксимовская дистанция электроснабжения совместно с Северобайкальской дистанцией пути по обслуживанию тоннелей разработала проект, направленный на экономию электроэнергии, а также дизельного топлива и снижения трудозатрат. Найденное решение позволило избавиться от затрат, которые ложились на дистанцию при обслуживании комплектной трансформаторной подстанции (КТП-3): большую часть времени она работала вхолостую из-за того, что путейцы перестали испытывать нужду в подаче электроэнергии на свой объект.

– Какие планы вашей дирекции на ближайшее время?

– Для нас установлено задание реализовать в 2020 году 27 проектов с ожидаемым совокупным экономическим эффектом в 2,779 млн руб. Три из них – мультифункциональные. Внедрение каждого из них, безусловно, пойдёт на пользу технологическим процессам, в которых задействован персонал наших подразделений.

Сейчас дирекция сосредоточена на проекте «Порядок проведения проверки знаний по охране труда и электробезопасности дистанционным методом». Идея проекта была одобрена главным инженером «Трансэнерго» Эдуардом Шорниковым на сетевой школе по охране труда. Проект в стадии активной разработки. Его концепция недавно представлена участниками от Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению на первом слёте молодых работников энергетического комплекса в Ярославле.

И ещё. Вся работа над функциональными и мультифункциональными проектами в дирекции координируется её проектным офисом. На ежемесячных заседаниях у нас рассматриваются идеи, предложенные сотрудниками линейных учреждений, даётся экспертная оценка принимаемым ими решениям.

И наконец, говоря о проделанной работе по внедрению проектов бережливого производства, необходимо назвать тех, кто вложил в них свой труд, знания, опыт. В Северобайкальской дистанции электроснабжения хочется отметить её главного инженера Алексея Крапивина, ведущего экономиста Ирину Боннегардт. В Нижнеудинской – главного инженера Владимира Сливина, старшего электромеханика ЭЧК-13 Владимира Толмачева, и. о. инженера по эксплуатации технических средств железных дорог Наталью Привалову. В Вихоревской – главного инженера Андрея Балыкова, электромонтёра участка района контактной сети станции Вихоревка Владимира Пожидаева, электромонтёра тяговой подстанции станции Моргудон Елену Пожидаеву. В Мысовской – заместителя начальника дистанции Константина Карнакова, электромеханика РЭС Петра Матвиевского. В Таксимовской – главного инженера Николая Сокольникова, начальника технического отдела Антона Ожигина.
Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30