03 декабря 2020 14:14

03 декабря 2020 14:14

фото: Личный архив Инны Ермолаевой

Выслушать и оценить

Какова на железной дороге роль психологов, которые сегодня отмечают свой профессинальный празник

Опорными точками аппарата психологического обеспечения на дороге являются лаборатории при эксплуатационных локомотивных депо.
На железнодорожном транспорте нет более ответственного за жизни людей человека, чем машинист. А значит, и его общение со штурвалом локомотива не может быть обойдено профессиональной психологической поддержкой.

По распространённому в профессиональной среде мнению, которое озвучила начальник лаборатории психофизиологического обеспечения ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» города Иркутска Инна Ермолаева, психолог является необходимым для руководителя инструментом, который объективно может предугадать риски, не только предостеречь, но ещё и поддержать, помочь в трудной ситуации.

– Мы работаем с людьми. Из почти полуторатысячного контингента депо подавляющее большинство знаем пофамильно, можем дать психологический портрет этих людей, – рассказала Инна Ермолаева.

В память психологу с 15-летним стажем работы в депо врезались слова бывшего  замначальника дирекции тяги Владимира Цыбульского, когда их служба только начинала формироваться. Он говорил, что психологи должны быть для работников как духовники: знать, чем живут люди, какие у них семейные, личные проблемы, чем вызваны их переживания.

Для оценки и поддержки психофизического состояния железнодорожников в арсенале работников лаборатории много инструментов. Это различные тесты, за долгие годы доказавшие свою эффективность, комплексы биологической обратной связи, метод полифункционального воздействия с использованием кресел «ВиброСаундСенсориум», аутогенные тренировки, психологическое консультирование.

Любой человек, выбравший непростую профессию машиниста, должен знать: общение с психологом для него начнётся задолго до того, как он впервые войдёт в кабину. Отбор кандидатов происходит ещё на стадии, когда будущий работник приходит в учебное заведение. Специальные тесты определяют уровень стрессоустойчивости, помехоустойчивости, готовности к  монотонной работе и в то же время – экстренному действию.

Подобной проверке подвергаются по-ступающие на работу помощники машиниста, работники, проходящие обкатку на машинистов, а также при смене вида движения или при переходе на вождение в одно лицо.

– За годы работы мы доказали, что делаем свою работу не для того, чтобы «отсеивать негодных», а для того, чтобы поддерживать, продлевать работоспособность «годных», – заметила Инна Викторовна.

По её словам, психологи и физиологи в тесном тандеме с цеховыми терапевтами помогают выявить и предотвратить развитие различных заболеваний. Кроме того, они помогают молодым помощникам машинистов проходить физиологическую адаптацию к сложному графику работы, скрепляют локомотивные бригады, проводят сближающие тренинги в коллективах. И личные психологические проблемы работников не проходят мимо их внимательного глаза.

Были редкие случаи, когда машинисты приводили своих детей и жён, чтобы психологи попытались решить их семейные проблемы. Одно время даже были организованы лекции для жён машинистов, где объяснялись нюансы этой профессии, связанные с психологическим напряжением, а также демонстрировались технические возможности лаборатории и то, как это помогает настроить организм на работу или справиться с остаточным психоэмоциональным напряжением или переутомлением после рейса.

Ещё одна важная функция психологов – корректирующая. Это выстраивание диалога при совершении машинистами серьёзных нарушений либо при переживании последствий аварий, наездов на пешеходов или ДТП.

– Кто-то справляется с этим легко и практически самостоятельно, а для кого-то это большой стресс. Всё индивидуально, и без профессионалов тут не разберёшься, – рассказала Инна Ермолаева.

В первом случае выявляется, есть ли психологические причины ошибок и осуществляется помощь руководству депо в выстраивании объективно корректного общения.

Во втором случае психологи контролируют психофизическое состояние работников, проводят восстановительные мероприятия.

Конечно, для всех действий у психологов есть нормативные документы, выходить за рамки которых они не могут. Это даёт необходимую объективность заключений. Ведь на кону – безопасность движения поездов.
Александр Богачёв