04 декабря 2020 16:20

04 декабря 2020 16:20

фото: Музей истории ВСЖД

Мост сквозь призму времени

Историческая панорама строительства в конце XIX – начале XX века путепроводов через крупнейшие реки Восточной Сибири на участке Тайшет – Улан-Удэ воссоздаётся в фотоальбоме «Мосты на главном ходу Транссиба».
– Большая часть фотографий, вошедших в это издание, найдены в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, запасниках музея истории Октябрьской железной дороги и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Размещая их в отдельном издании, я поставил задачу показать, насколько искусно российское мостостроение, с какими трудностями сопряжена была реализация проектов по возведению мостов. И, конечно, воздать должное архитекторам, сконструировавшим эти сооружения, и воплотившим их идеи в жизнь инженерам и рядовым строителям, – рассказывает Александр Хобта.

В альбом вошли фотографии железных мостов через реки Бирюсу, Акульшет, Замзор, Рубахину, Уду, Ию, Залари, Оку, Белую, Китой, Иркут, Селенгу, деревянных – через реки Ук, Мару и Кимельтей, а также каменного – через реку Тайшет.

– По окончании строительства второго пути на участке магистрали от Бирюсы до Иркута в однопутном варианте насчитывалось 412 мостов. От Иркутска до Байкала их было 88. На Кругобайкальском участке от станции Байкал до Мысовой – 477. От Мысовой до реки Селенги – более 200, – отмечает Александр Хобта.

В связи с тем, что большая часть пролётных сооружений мостов была с течением времени выведена из эксплуатации и заменена, о первозданном виде этих сооружений можно судить по дошедшим до нас иллюстрационным материалам. По ним же можно составить представление о применяемых  в строительстве технологиях, инструментах и материалах.

Например, изучая эпизоды строительства железного моста через Оку, запечатлённые на фотографиях, представляется возможность воссоздать в уме процессы изготовления железного кессона, сборки пролётов и их накатки на устои мостов.

Серия снимков в альбоме передаёт характерный вид строительных площадок, на которых шла сборка железных мостов через Ию, Залари, Белую, Китой. Несколько сюжетов о железном мосте через реку Селенгу.

Отдельная глава посвящена мостам на Кругобайкальской железной дороге. Здесь, как известно, они сохранились в неизменном виде. На снимках этого ряда – переправы через Большую и Малую Пономарёвку, Половинную, Шабартуй, Малую и Большую Крутую Губу, каменные арочные мосты через Упорную Губу и Ангасолку, железные мосты через  Култучную, Утулик, Безымянную, Слюдянку, Осиновку, Аносовку, Мишиху, Мысовую, Шабартуй, Выдриную.

Отдельная глава сформирована из снимков с бухты Берёзовой, где в 1904 году был сооружён мост, являющийся точной копией моста через Енисей, а спустя 9 лет, в связи с постройкой тоннеля под два пути, он был демонтирован и перевезён на реку Выдриную. Фотографии с этого участка Транссиба рассказывают об уникальности проведённых операций при постройке сооружения с использованием впервые в мире понтонов и его разборке с помощью трёх барж.

Тема мостов получила освещение в нескольких книгах Александра Хобты и отдельных публикациях. В частности, об особенностях их возведения подробно повествуется в сборниках «Мосты на главном ходу Транссиба (конец XIX – начало XX века)», «Тракты вокруг южного Байкала: очерки истории (конец XVII – начало XX века)», «Берёзовский мост», «Мосты через реку Ангару: железнодорожный и автомобильный. 1930-е годы» и других. Всего же на счету этого автора более 40 книг. Они о тех, кто исследовал маршруты Транссибирской магистрали, кто её строил. А вышедшая на днях является путеводителем в прошлое Детской железной дороги  в Иркутске.
Александр Савинов