04 декабря 2020 16:47

04 декабря 2020 16:47

фото: Сергей Ринчинов

Учёный из нашего депо

Отныне у молодого машиниста новая большая цель – защита докторской диссертации

Этой осенью молодой машинист электровоза локомотивного депо Северобайкальск (ТЧЭ-12) Никита Мануилов защитил в Санкт-Петербурге  кандидатскую диссертацию и, соответственно,  получил учёную степень кандидата технических наук.
Не зря на той защите седовласые зубры-профессора охали и качали головами: мол, уж сильно молод «кандидат в кандидаты». Действительно, моему собеседнику всего 25 – и мне невольно подумалось: дай Бог каждому в столь юном возрасте достичь таких высот в науке или в другой какой-нибудь области.

Наш герой родился в Красноярске в семье медиков. Когда ему было всего девять лет, семью постигло тяжёлое горе: скончался отец, известный на берегах Енисея доктор-психотерапевт Игорь Леонидович Мануилов. Мама, Ирина Юрьевна (к слову, героиня одного из наших прежних очерков),  сейчас работает начальником психофизиологической лаборатории ТЧЭ-12.

А дед Юрий Петрович всю жизнь посвятил Восточно-Сибирской: начинал поездным кочегаром, вырос до машиниста первого класса локомотивного депо Коршуниха-Ангарская.

После окончания 11-го лицейского железнодорожного класса северобайкальской средней школы № 11 у Никиты не было особых сомнений насчёт того, куда пойти учиться: его с детства манила стальная магистраль. К тому же бойкого, смышлёного мальчугана наставил на путь истинный его дядя, тогдашний начальник ТЧЭ-12 Александр Владимирович Федоткин – посоветовал поступать в ИрГУПС. Дескать, в непростое время живём, нестабильное, а быть железнодорожником всегда престижно  и здорово, машинистом – в особенности.

В 2016-м он получил красный диплом по специальности «подвижной состав железных дорог». Заметим, что с самого первого курса наш герой активно включился в научные исследования: его интересовал широкий круг тем в области совершенствования различных узлов и систем подвижного состава железных дорог. Неоднократно он занимал первые места на всероссийских, международных научных конкурсах и конференциях. Ряд его работ по автотормозам, электроприводу и обеспечению безопасности движения поездов получил высокую оценку специалистов, отметивших простоту и оригинальность некоторых решений, глубину проработки тем и возможность тиражирования отдельных проектов на всей сети железных дорог России. А его дипломная работа на тему «Интеллектуальная система диагностики тормозной сети поезда» была признана одной из лучших в вузе. Председатель государственной аттестационной комиссии заместитель начальника дирекции тяги ВСЖД Максим Воротилкин отметил хороший потенциал внедрения данной разработки в производство и пожелал автору удачи на этом поприще.

Научный руководитель Анатолий Худоногов  и научный консультант Павел Иванов были единодушны: Никите нужно продолжать обучение  в очной аспирантуре.

После окончания вуза он устроился помощником машиниста электровоза в ТЧЭ-12 (в этой должности отработал три года), а все выходные между поездками и отпуска посвящал напряжённой учёбе.

Параллельно писал диссертационную работу «Совершенствование методов и средств диагностики тормозной сети поезда». Разумеется, на время пришлось забыть о многих радостях жизни, даже оставить столь любимый им футбол и другие виды спорта.

Уже в ноябре 2018-го его первый научный труд был готов. После расширенного заседания кафедры «Электроподвижной состав» ИрГУПСа было получено заключение: да, работа успешно завершена. Так что в августе нынешнего года Никите выпала дальняя дорога к берегам Невы для подачи документов на защиту кандидатской в диссертационном совете ПГУПСа по специальности 05.22.07  «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электроустановки».

Сама защита, назначенная на 26 сентября, прошла блестяще: все члены диссертационного совета единогласно поддержали нашего земляка и подтвердили, что он достоин учёной степени кандидата технических наук.

Теперь Никита Игоревич как преподаватель-исследователь имеет право обучать студентов своей альма-матер, ИрГУПСа, также он рассматривает вариант выездной работы на кафедре Красноярского института инженеров железнодорожного транспорта. Но пока продолжает трудиться машинистом электровоза: со своим опытным помощником Игорем Григорьевым они водят поезда до Лены и Таксимо, обращая особое внимание на здоровье своего могучего «Ермака». В положенные сроки проводят работы по техническому обслуживанию локомотива, строго следят за тем, чтобы все бортовые системы и ходовая часть были в полном порядке.

– Никита Мануилов – молодой, перспективный машинист, хорошо знает вверенную технику, – отмечает заместитель начальника ТЧЭ-12 по эксплуатации Виталий Татаринцев. – Причём своими обширными знаниями он щедро делится и с более опытными машинистами. Это ответственный, исполнительный работник, к тому же непременный участник и победитель многих профессиональных конкурсов – одним словом, молодец и гордость нашего депо.

– Мой сын – очень добрый, заботливый человек, – добавляет мама нашего героя. – И очень целеустремлённый, волевой, уже с детства, лет с девяти-десяти, он стал для меня и близких самой настоящей надеждой и опорой…

У Никиты есть отсрочка от призыва в Вооружённые силы, но он сам подумывает о том, чтобы встать в строй воздушно-десантных войск или же пройти срочную службу в одной из армейских  научных рот.

Вскоре ожидаются у него перемены и на личном фронте: любимая девушка, которой он уже предложил руку и сердце, переехала из Иркутска в Северобайкальск, устроилась экономистом в ТЧЭ-12.

В своих научных изысканиях наш герой опирается не только на отечественный, но и на зарубежный опыт. Здесь особенно пригодилась командировка в Бельгию и Нидерланды, где он в течение месяца изучал состояние дел в тамошней железнодорожной отрасли и, в частности, некоторые тонкости материально-технического обеспечения подразделений, оперирующих подвижным составом. Съездил он в Европу как победитель конкурса «Новое звено – 2017»: его проект был признан самым лучшим из 1145 предложенных вниманию высокого жюри из представителей руководства ОАО «РЖД».

Уже прощаясь, задаю своему уважаемому собеседнику вопрос:

– Ну что, на очереди – докторская?

– Так точно! – таким был по-военному чёткий, лаконичный и уверенный ответ…
Сергей Ринчинов