03 декабря 2020 14:01

03 декабря 2020 14:01

фото: Архив «ВСП»

Юбилей, которого ждут ветераны

Опыт электрификации и модернизации отдельных участков Транссиба на Восточно-Сибирской магистрали имеет мировое значение

В очередной раз дату перевода с постоянного тока на переменный 434-километрового участка Зима – Слюдянка будут отмечать 14 декабря ветераны-энергетики Восточно-Сибирской. В этот день в  1995 году впервые в мировой  практике магистральный участок железной дороги был переведён без остановки движения с одного рода тока на другой с использованием ряда оригинальных технических решений.
Накануне этой даты в редакцию пришло письмо за подписью  30 ветеранов-энергетиков ВСЖД. Заглядывая в недалёкое будущее, они обращаются к руководству железной дороги, Дорпрофжела и родной дирекции с предложением широко отпраздновать в ноябре следующего года 25-летний юбилей исторического события.

«Этот участок Транссиба, электрифицированный в  1956–1959 годах на постоянном токе, был единственным на полигоне дорог, электрифицированных на переменном токе, от станции Мариинск до Хабаровска общей протяженностью около 5000 км, – говорится в письме. – Кроме того, в связи с быстрым ростом грузонапряжённости на участке Зима – Слюдянка почти сразу после его пуска устройства электроснабжения стали ограничивать провозную и пропускную способность, возникла необходимость в интенсивном усилении системы электроснабжения. К концу 80-х годов число тяговых подстанций было увеличено более чем вдвое. Среднее расстояние между ними составляло около 11 км, а на отдельных участках, как на перегоне Большой Луг – Андриановская, доходило до 6 км. Площадь сечения проводов контактной сети достигала 600 кв. мм в медном эквиваленте на один путь. Практически возможности дальнейшего эффективного усиления устройств электроснабжения были исчерпаны, оказалось невозможным ввести единую весовую норму для поездов. Было принято решение о переводе участка Зима – Слюдянка на переменный ток.

Работы по реконструкции выполнялись в течение ряда лет  и были завершены во второй половине 1995 года.

Переключение запланировали на ноябрь – месяц, когда уменьшается объём перевозок и сохраняются удовлетворительные метеорологические условия. Для дополнительного снижения грузопотока накануне «окна», выделенного для проведения работ, часть транзитных грузовых маршрутов была направлена на параллельный ход – Байкало-Амурскую магистраль. В период «окна» прекращалось движение грузовых поездов по участку с 5 до 11 часов, движение минимального числа пассажирских  и пригородных поездов осуществлялось на автономной тяге по вариантным графикам. Службой электроснабжения совместно с Иркутским отделением дороги и причастными предприятиями был составлен план действий персонала, объединяющий и координирующий действия всех работников, бригад  и подразделений.

Особая роль в период переключения отводилась организации работы энергодиспетчерского аппарата четырёх кругов, на которые был поделён участок Зима – Слюдянка. Им предстояло выполнить оперативную работу на 35 тяговых подстанциях с 44 бригадами контактной сети. Наряды на все работы, выполнявшиеся в период переключения, были заранее выписаны, утверждены руководством ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-5 и  ЭЧ-6, вручены руководителям работ и доставлены энергодиспетчерам. Это значительно ускорило оформление энергодиспетчерами допусков бригад. От момента начала переключения до подачи в контактную сеть переменного тока напряжением 25 Кв по всему участку энергодиспетчеры выдавали 558 оперативных приказов. Перевод участка был осуществлён без серьёзных затруднений в работе магистрали с интенсивным движением грузовых, пассажирских и пригородных поездов, а также без нарушений требований техники безопасности в электроустановках.

За полгода работы участка Зима – Слюдянка на переменном токе расходы отделения дороги уменьшились на 113 млрд руб.  (в ценах 1996 года), или на 20%. Капитальные вложения в реконструкцию участка окупились менее чем за два года.

Авторы письма особо отмечают, что организатором и техническим руководителем работ был Натан Фукс, который возглавлял службу электрификации ВСЖД 34 года и под руководством которого практически осуществлена вся электрификация железной дороги. Лично им были реализованы многие теоретические и практические разработки по внедрению переменного тока в электротяге поездов.

Во время торжеств, посвящённых переводу участка Зима – Слюдянка на переменный ток, министр путей сообщения Геннадий Фадеев отметил талант Натана Лейбовича, его умение предвидеть и просчитывать ситуацию на годы вперёд, добиваться осуществления своих идей и планов, которые поначалу казались нереальными.

Высокой оценкой вклада Натана Фукса в осуществление оригинального технического решения стало присвоение ему звания доктора технических наук и награждение орденом Дружбы.

Огромная работа была проведена по обеспечению электробезопасности персонала, в частности работающего на контактной сети, то есть под угрозой наведённого напряжения. Было на опыте доказано, что, хотя теоретически система переменного тока в этом плане опаснее, чем система постоянного (из-за более высокого уровня напряжения), строгое соблюдение разумно и чётко разработанных правил практически делает работу на контактной сети переменного тока абсолютно безопасной. Под руководством Фукса было разработано наглядное пособие по безопасной работе на контактной сети, на которой присутствует наведённое напряжение. Проведена серьёзная работа по автоматизации и телемеханизации системы электроснабжения, уровень которых в момент пуска электротяги был практически нулевым.

Ветераны-энергетики предлагают увековечить память Натана Фукса – присвоить его имя учебному центру при тяговой подстанции «Академическая», который также был построен по его инициативе, а на ЭЧЭ-32 создать музей электрификации ВСЖД и БАМа.
Александр Голиков