04 декабря 2020 17:52

04 декабря 2020 17:52

фото: Музей истории ВСЖД

Большой путь «Малой»

Чтобы дети здесь чувствовали себя хозяевами, первым начальником магистрали назначили восьмиклассника

Условия, в которых рождалась Детская железная дорога, нельзя назвать безоблачными, но идея так захватила железнодорожников и всех горожан, что никакие обстоятельства не могли помешать воплощению общей мечты.
Неожиданное предложение

В октябре 1939 года молодого специалиста Веру Александрову вызвали к руководителю Восточно-Сибирской магистрали.

– Мы решили назначить тебя начальником дороги, – сообщил ей Михаил Сычёв и, заметив смятение на лице инженера, после небольшой паузы добавил: – Малой Восточно-Сибирской.

Она испугалась, стала возражать:

– Не знаю, в чём заключается эта работа.

– Ничего особенного, – принялся убеждать её Сычёв. – С детьми играть будешь.

Об этом разговоре Вера Петровна, носившая уже фамилию Григорьева, поделилась в книге «У истоков почина», которую Восточно-Сибирское книжное издательство выпустило в 1972 году. Выпускница Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта с удостоверением на право вождения паровоза, она оказалась единственной женщиной на дороге, имевшей удостоверение машиниста. Поэтому в должности начальника ДЖД пробыла всего несколько месяцев: приблизительно в феврале 1940-го в политотделе дороги ей предложили возглавить женскую паровозную бригаду в депо Слюдянка. Возражать она не стала.

Но самое удивительное в момент рождения «Малой Восточно-Сибирской» было то, что в командном составе ДЖД Вера Петровна была единственным взрослым человеком. Кандидатуры остальных «генералов» за месяц до открытия дороги были утверждены на педсовете иркутского Дворца пионеров и октябрят из числа его воспитанников. Начальником назначили Бориса Богоявленского, его заместителем – Романа Атласова, начальником паровозной службы – Георгия Руденко, службы связи – Евгения Смирнова, службы движения – Юрия Кудрина.

Решение об открытии детской железной дороги, уже построенной на территории стадиона «Динамо», было принято 1 ноября на бюро обкома партии. Ей присвоили название «Малая Восточно-Сибирская железная дорога». Центральная станция названа «Солнечной», депо присвоили имя Лазаря Моисеевича Кагановича, мосту через протоку реки Ушаковки – имя Павлика Морозова.

Бюро обкома партии, отмечая работу энтузиастов строительства, вынесло благодарность всем организациям, принимавшим участие в строительстве. За активное руководство строительством дороги Костюковский, Грабилин, Русаков, Назаров, Понов и другие были премированы. Не остались без поощрения и лучшие стахановцы и ударники строительства. Для этой цели были выделены 10 тыс. руб.

В роли коренника

Строительство нашей малой магистрали можно без натяжек назвать совместным проектом ВСЖД и города. Многие предприятия Иркутска вложили достойный вклад в благородное дело. Первым стимулом всех участников стройки стало известие о том, что 25 июня 1935 года в Тифлисе открылась первая в мире детская железная дорога. Трудно было придумать для ребят более интересное занятие, сопряжённое с трудом, учёбой и творчеством.

Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились с призывом строить такие дороги в других городах страны. Школьники дали краткое описание: «Длина дороги 400 м, есть две станции – «Пионерская» и «Радостная». Паровоз мы назвали «ЛК-1» в честь наркома товарища Л. Кагановича».

Понятно, что железнодорожники были в числе первых из тех, кто проявил интерес к детской железной дороге. В управлении ВСЖД создали комиссию, началась подготовка к строительству. В номере «Восточно-Сибирского пути» 26 июня 1936 года появилась публикация «В Иркутске будет детская железная дорога», где заместитель начальника магистрали Печенюк отметил: «Уже ведётся работа по её проектировке. Вагонный участок Иркутск-1 уже готовит пять специальных вагонов на 25 юных пассажиров каждый. Имеются узкоколейные рельсы и паровоз».

Строительство намеревались начать в августе того же года на стадионе железнодорожников в предместье Глазково. Провели нивелировку местности, разработали проект вагона. Работал над ним начальник автотормозного сектора Мурашко. Его вариант был одобрен специалистами.

Но планам этим не суждено было сбыться из-за обрушившейся на дорогу волны репрессий. 28 февраля 1936 года освободили от должности начальника ВСЖД Бориса Голышева, 14 июня снят орденоносец Алексей Крохмаль. Обоих обвинили во вредительстве. Руководителем магистрали назначили Алексея Ерохина, но уже 23 сентября 1937 года и он был освобождён от занимаемой должности, а затем и репрессирован. Его сменил Михаил Сычёв.

И всё-таки идея строительства такой железной дороги, где дети чувствовали бы себя хозяевами, обладала такой силой, против которой не могли устоять никакие препятствия. Началось всё с того, что 8 ноября 1937 года в капитально отремонтированном здании бывшего особняка Второва, который занимала контора Крайпотребсоюза, торжественно открылся Дворец пионеров и школьников. По воспоминаниям первого начальника Детской железной дороги ученика 8-го класса 13-й иркутской школы Бориса Богоявленского, «с первых дней открытия Иркутского Дворца пионеров и школьников юные транспортники мечтали о действующей модели дороги, мастерить которую начали в его стенах; но у них была и другая затаённая мечта – иметь настоящую дорогу».

Был создан штаб строительства, который возглавил директор дворца Борис Костюковский, в будущем известный советский писатель. Его заместителем стал заведующий техническим отделом Константин Гончарук.

Дорогу предполагалось строить в две очереди. К первой относились 1,5 км пути со стрелками, вокзал, в котором должны были расположиться железнодорожные кассы, аудитории для занятий и служебные помещения, депо, мастерские, угольный склад, водокачка и треугольник.

Железнодорожная линия проектировалась по 18-метровому железнодорожному мосту на четырёх бутобетонных устоях, перекинутому через озеро. В двух пунктах должны были строиться блокпосты, а также переезд с шлагбаумом. Дорогу планировали оснастить полуавтоматической блокировкой, телефонной связью и светофорами. Подвижной состав первой очереди должен был состоять из одного узкоколейного паровоза и четырёх мягких вагонов, которые могли изготовить по особому заказу в депо Иркутск-2.

Предполагалось, что вторая очередь строительства будет иметь 7 км пути, один блокпост и две станции. Предусматривалось также увеличение подвижного состава.

Дорогу строил весь город, но роль коренника была у ВСЖД. 20 октября 1939 года у начальника Восточно-Сибирской Михаила Сычёва состоялось совещание строителей детской железной дороги. Собравшиеся рассказали о ходе строительства. Вагоны для дороги в основном уже были готовы. Не закончена была только покраска, мелкие слесарные работы и остекление, и завод им. Куйбышева затянул изготовление колёсных пар (присылаемые ими детали для колёсных пар три раза браковались железнодорожниками).

Службой связи установлено четыре семафора, подготовлена телеграфная линия и аппараты. Задерживается монтаж в помещении и блокпоста. Через озеро закончена установка второго устоя для железнодорожного моста, начата установка быков. А в основном строительство тормозилось недостатком рабочей силы. Совещание наметило провести ещё несколько субботников. Дорпрофсожу поручено выделять максимально большое количество людей для строительства.

Поезд номер один

8 ноября 1939 года. Праздничный день настал. Три тысячи «жизнерадостных, счастливых детей с весёлыми песнями» заполнили стадион «Динамо». В 14 часов началось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги.

Борис Богоявленский вспоминал: «Был ясный морозный день, кругом масса детей и взрослых, всюду транспаранты, флаги, разноцветные шары. В этот незабываемый день дорогу принимали 114 первых юных железнодорожников».

На импровизированную трибуну, сооружённую около вокзала, поднялись секретари обкома партии Качалин и Рассказов, председатель облисполкома Новак, секретарь обкома комсомола Генкин, ответственные работники управления ВСЖД. Митинг, посвящённый пуску Малой Восточно-Сибирской железной дороги, открыл Генкин. Он поприветствовал пионеров и школьников и призвал их достойно отблагодарить Родину за столь дорогой подарок, пожелал расти настоящими людьми, достойными своей Отчизны. От руководителей строительства выступил Борис Костюковский. Громкими аплодисментами встретили собравшиеся предложение послать приветственные телеграммы «вождю и учителю большевистской партии, лучшему другу советских детей товарищу И.В. Сталину», главе Советского правительства товарищу Молотову и народному комиссару путей сообщения товарищу Кагановичу.

По окончанию митинга распахнулись двери вокзала. Перрон станции «Солнечная» переполнился пассажирами.

В громкоговорителе раздался голос: «Слушайте, слушайте! Говорит радиоузел Малой Восточно-Сибирской железной дороги! Сейчас на первый путь прибывает поезд номер один!» Под звуки оркестра из состава вышли юные железнодорожники.

Слово взял первый секретарь обкома партии Качалин: «Разрешите передать дорогу и пожелать хорошей и плодотворной работы на ней». Начальник детской железной дороги Боря Богоявленский ответил: «Дорогу я принял, слушайте мою первую команду: юные железнодорожники, по местам!» В 15 часов он, начальник станции Юра Кудрин и другие работники Малой Восточно-Сибирской заняли свои места. Через 10 минут первый поезд был готов к отправлению. Вагоны заполнили строители дороги, почётные гости и лучшие кружковцы дворца. Грянул духовой оркестр, раздался гудок паровоза, и первый поезд, ведомый машинистом Михаилом Тверских, разорвав красную ленту, отправился в путь.

Военные годы

Большой путь ожидал и Малую Восточно-Сибирскую в целом. Уместно напомнить о некоторых знаковых событиях в её биографии.

За первую военную зиму было подготовлено 67 юных специалистов. Все они сдали испытания только на «хорошо» и «отлично». Своими силами проведён текущий ремонт паровоза.

С сентября 1942-го дорога прекратила свою работу. Паровозы передали на завод имени В.В. Куйбышева, но юные железнодорожники продолжали закреплять знания. Девять воспитанников работали на заводе им. В.В. Куйбышева. С марта по май 1944 года они перевезли около 1,5 тыс. тонн груза. Рэм Тишин и Юра Корнилов самостоятельно водили узкоколейные поезда от завода до станции Иркутск по мосту через Ангару. Хорошо справлялись с делом Вадим Перелыгин, Владимир Наумов, Евгений Семеусов, Юрий Калинин и другие.

В декабре 1943 года юные железнодорожники Малой Восточно-Сибирской железной дороги дружно приступили к изучению паровозной специальности. Теорию паровоза они изучали в железнодорожном кабинете под руководством специалистов, а практические навыки работы приобретали на паровозе, совершая рейсы на участке Иркутск-2 – Черемхово.

Многие ушли добровольно на фронт. На полях сражений остались Витольд Бушман, Евгений Смирнов, Владимир Полозов, Александр Мазов, Станислав Куликов, Владимир Кулик, Геннадий Герман… В день открытия сезона, который в последние годы приходится на День Победы, руководители ВСЖД, юные железнодорожники и гости возлагают живые цветы к постаменту с высеченными именами погибших.

Мирное время

А послевоенное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги состоялось 21 сентября 1947 года. У станции Солнечная состоялся митинг, после которого гости и дети заполнили три сверкающих чистотой вагона. Машинист Виталий Кузнецов и его помощник Александр Верхозин заняли свои места на паровозе.

В 1951-м Детская железная дорога подверглась существенной модернизации. Железнодорожники обновили средства СЦБ и связи. На перегонах была смонтирована полуавтоматическая блокировка, а на станции Солнечная – радиоузел. Усовершенствовалась также межстанционная телефонная связь.

В 1959-м, в год своего 20-летия, детская дорога получила свой первый тепловоз – ТУ2-228, а паровоз, как и во время Великой Отечественной войны, вновь был передан на завод имени Куйбышева.

В 1962 году на месте Детской железной дороги началось строительство жилого массива областного УВД. Был разработан проект переноса ДЖД на берег реки Ушаковки, но из-за отсутствия финансирования он не был реализован, и дорогу просто укоротили. Вплоть до 1992-го её главный путь длиной 920 метров проходил между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.

С переводом дороги на остров Конный она обрела второе дыхание. В 2002-м на станции Солнечная была введена первая очередь вокзального комплекса (учебные классы, библиотека), в 2003-м – музей истории Восточно-Сибирской дороги, а в 2004-м появились ещё две станции – Родники и Ангара. Тогда же дороге было присвоено имя Георгия Тетерского – почётного железнодорожника, руководителя объединённой с Красноярской магистралью ВСЖД с 1968 по 1979 год.

Руководство ВСЖД всегда уделяло много внимания развитию Детской железной дороги. В её развитие вкладывались немалые средства. Последнее поступление – два современных вагона с возможностью перевозки маломобильных пассажиров. Другая их отличительная особенность заключается в системе вентилирования и подогрева воздуха, которая позволит перевозить в комфортных условиях людей даже при отрицательных температурах.

19 октября прошлого года на территории ДЖД состоялось торжественное открытие детского технопарка «Кванториум РЖД». Это совместный проект Восточно-Сибирской железной дороги, Министерства просвещения РФ и правительства Иркутской области. Соглашение о сотрудничестве было подписано весной 2018-го. Создавался детский технопарк на условиях софинансирования, общий объём инвестиций составил 44 млн руб.

Сегодня Малая Восточно-Сибирская – одна из наиболее оснащённых детских железных дорог страны. Она продолжает с успехом решать стоящие на повестке дня вопросы политехнического просвещения детей.

1971 год. Открытие нового сезона
Александр Хобта, кандидат исторических наук, главный хранитель музея ВСЖД