25 ноября 2020 17:20

25 ноября 2020 17:20

фото: Архив «Восточно-Сибирского пути»

Уроки начальника службы

Натан Фукс не боялся брать под защиту тех, кто допустил промах в работе, шквал упрёков он часто брал на себя.
С Натаном Лейбовичем Фуксом меня судьба свела в 1972 году, он был председателем государственной экзаменационной комиссии в ХабИИЖТе у энергетиков. Я защищал свой диплом, и он задал мне вопрос по теме, который я помню до сих пор. В самой его постановке была видна степень эрудиции и интеллигентность того, кто его задал.

А с 1978-го по 1997-й я работал под его руководством начальником Мысовской дистанции электроснабжения. И образцом для меня был Натан Лейбович. Почему? Показательными в этом плане могли быть многие эпизоды, но я приведу лишь некоторые из них. Примерно в 

1987 году мои подчинённые набедокурили. Мы допустили серьёзный сбой в движении поездов по 2-му пути на перегоне Слюдянка – Утулик. Из-за снегопада в середине мая, когда уже распустилась листва, отключилась контактная сеть. Не скажу с точностью до минут, какой перерыв образовался, но совершенно точно он был значительный. Дело дошло до министра.

Я после устранения повреждения хотел объясниться с Натаном Лейбовичем. Дело было утром, около 8 часов. Однако он сказал мне: «Извини, но я сейчас не могу разговаривать с тобой».

После этого я позвонил замначальника службы электрификации и энергоснабжения Ю.М. Мосову и доложил ему. Человек вспыльчивый, он отругал меня, а про Фукса сказал: «Ты на него не обижайся, ему досталось утром от начальника дороги, после этого он не мог с тобой разговаривать». Каково же было моё изумление, когда после обеда Натан Лейбович сам вызвал меня по телефону! И не просто вызвал, а извинился за то, что не мог утром со мной поговорить.

Или ещё вот такой случай, характеризующий этого замечательного человека. Где-то в 1988 году он позвонил и попросил, чтобы я на следующий день обеспечил ему явку в Слюдянке на посту ЭЦ начальника района контактной сети Култук В.Е. Сдержикова. Ну, и чтобы я сам тоже был там.

Мы встретились втроём на посту ЭЦ у энергетиков, и Натан Лейбович вручил Сдержикову документы о том, что ему полагается выплата от правительства ФРГ за то, что он во время войны, когда был 14-летним подростком, был угнан в Германию и работал как раб. Фукс узнал об этом эпизоде в жизни Сдержикова, сам связался с соответствующими немецкими структурами. Он добыл документы для Сдержикова и сам приехал их вручать.

Кстати, сам Натан Лейбович во время войны был на Украине, и ему в момент начала оккупации тоже было 14 лет. Как человек, испытавший ужасы войны, он очень не хотел повторения чего-либо подобного для нашей страны. И в мае 1990 года, когда я стал делегатом XXVIII съезда КПСС от Бурятии, он напутствовал меня со словами: «Я попрошу, чтобы вы проводили такую линию на съезде, чтобы это не привело к внутренней войне у нас в стране».

Он трогательно относился к детям. Как-то в 1989-м мы ехали с осмотром хозяйства нашего энергоучастка, и я ему сказал, что у меня маленькая вторая дочка, поздняя. На это он заметил: «Какой ты счастливый человек! Пока в семье маленькие дети – родители и сами молоды».

Натан Лейбович не боялся защищать перед руководством даже тех, кто допустил упущение в работе. В январе 1984-го мои работники допустили сбой в обеспечении электроэнергией движения поездов на перегоне Слюдянка-2 – Ангасолка. Начальником дороги был Ш.О. Цинцадзе, он хотел снять с работы моего зама по контактной сети Г.С. Клюшина. Тогда сам Фукс ходатайствовал за Клюшина – и того оставили на работе.

С рабочими он здоровался и разговаривал запросто, на равных. Помню, во время очередного приезда на станцию Мысовая он зашёл в слесарный цех, в токарную. Токарь В.И Безбородов после разговора с ним долго мне не мог поверить, что это наш начальник службы.

 В 1978 году меня назначили начальником Мысовского энергоучастка. Было мне 29 лет, и на дороге я отработал два года. Натан Лейбович высказался в том духе, что положение как на фронте, когда выбывает командир взвода и на его место ставят только окончившего подготовку молодого лейтенанта – и он должен оправдать возложенное доверие. После этого я отработал 19 лет начальником Мысовского энергоучастка, и каждый день я помнил эти слова о доверии.

Николай Чебатков, ветеран труда, бывший заместитель начальника службы электрификации ВСЖД