25 ноября 2020 16:48

25 ноября 2020 16:48

фото: Архив «Восточно-Сибирского пути»

Человек, которого выбрало время

Личность Натана Фукса, чьё 90-летие отмечается на дороге, удивительно точно отвечала задачам, которые стояли перед ВСЖД

Его жизненный путь охватил период от паровозной тяги до цифровых технологий. И на всём его протяжении он умел находить верные решения проблем, с которыми ещё не сталкивалась корневая отрасль экономики страны.
Восточно-Сибирская, поначалу отстававшая в электрификации от дорог, расположенных западнее, начиная с 50-х годов активно включилась в процесс модернизации и уже в 60-х вошла в число первых на сети по показателям энергооснащённости и удостоилась почётного титула электрической магистрали. И колоссальный личный вклад в это преображение внёс Натан Лейбович Фукс. 

Он родился в 1929 году в Житомире. В самом начале Великой Отечественной войны его вместе с родителями эвакуировали на Урал, и только в конце 1943 года, после освобождения, он смог вернуться в родной город.

Окончив в 1947-м среднюю школу, Натан поступил на факультет «Электрификация железных дорог» Московского электромеханического института инженеров транспорта. В 1952-м по распределению его направили на Восточно-Сибирскую дорогу, где и проработал он 45 лет – до последних дней жизни.

В первое время полученная им в институте специальность не была востребована: электрификация дороги ещё только планировалась. Начинал он трудиться на Зиминской железнодорожной электростанции. Но уже через год развернулись работы по подготовке к электротяге участка Иркутск – Слюдянка, проложенного по новой трассе. На дороге была основана служба электрификации. Молодой специалист оказался у истоков нового для региона, важнейшего и перспективного дела.

Поработав несколько лет на Иркутском участке энергоснабжения (первом на дороге предприятии этого профиля), Фукс в 1962 году становится главным инженером, а ещё через год – начальником службы электрификации дороги. Инициатива назначения на эту должность 33-летнего инженера принадлежала начальнику дороги Борису Саламбекову.  

К этому времени велась полным ходом электрификация практически всей магистрали. С 1961 по 1979 год она охватила территорию не только Иркутской области и Бурятии, но и Красноярского края. Была с нуля создана, непрерывно развивалась и совершенствовалась система эксплуатации устройств транспортного электроснабжения: контактной сети, тяговых подстанций, высоковольтных линий. Служба электрификации быстро и уверенно вошла в число ведущих на дороге.

У рабочих и командиров всех рангов не было поначалу практического опыта, они учились и переучивались на ходу. Жизнь нередко ставила такие проблемы, которых не решал ещё никто в стране. Так, в течение десятилетий головной болью энергетиков был сложный по профилю участок на постоянном токе Иркутск – Слюдянка.

Чуть позже родилась система электротяги переменного тока, и Восточно-Сибирской довелось (уже на других участках) стать первопроходцем в её освоении. Непрерывно росли объёмы перевозок, а с ними увеличивались и требования к мощности и надёжности устройств электроснабжения. Электрифицировали своими силами (одновременно со строительством) второй путь от Тайшета до Лены, третий путь на прилегающих к Иркутску участках...

Все трудности преодолевались крепким, слаженным, высококвалифицированным коллективом энергетиков дороги – подлинными энтузиастами своего дела. Этот коллектив не образовался стихийно, сам по себе. Его в значительной мере создал, сформировал и постоянно воспитывал Натан Фукс. Умный, выдержанный, деликатный, он умел находить общий язык со специалистами и руководителями отделений, дороги, МПС.   

Он был инженером с большой буквы, генерировал множество технических идей. Знал энергетику транспорта в совершенстве, был бесспорным авторитетом в этой области не только на дороге, но и у коллег на сети и в министерстве. 

Он был энциклопедически образованным человеком. Жажда познания нового не покидала его в течение всей жизни. Он рассказывал, что смолоду, когда приехал в Иркутск, хотел заочно окончить юридический факультет госуниверситета. Но в приёме ему было отказано: в те времена партийные органы считали излишеством второе высшее образование. Тем не менее этот неугомонный человек как-то сказал в шутку, что знает юриспруденцию не хуже своей жены, имеющей высшее юридическое.

Практически не имея, как любой оперативный руководитель на транспорте, свободного времени, он ухитрялся всегда быть в курсе новостей политики и экономики, литературы и искусства, постоянно пополнять обширную библиотеку. И всегда щедро делился с окружающими и знаниями, и книгами, и мыслями.

34 года проработал Натан Фукс в должности начальника службы электрификации. И с первого дня до последнего он работал с увлечением и энергией, загораясь энтузиазмом и зажигая других, был полон желания довести любое задуманное дело до конца с наилучшими результатами.

Производственная деятельность была для него органически связана с трудом исследователя. Он всегда поддерживал тесные связи с отраслевыми научно-учебными центрами Москвы и Сибири, ещё в 1975 году защитил в Москве кандидатскую диссертацию, решившую одну из сложных и важных для практики эксплуатации технических проблем. А с созданным в 1975-м ИрИИТом Фукс активно сотрудничал до конца своей жизни. Неоценим его вклад в дело организации учебного процесса по специальности «электроснабжение железных дорог», многим из коллег-инженеров дал он путёвки в жизнь.

Одним из последних научно-производственных достижений Натана Лейбовича стал осуществлённый в 1995 году (впервые в мировой практике) под его руководством перевод электротяги магистрального участка Зима – Слюдянка с постоянного тока на переменный. Эта мера позволила наконец «расшить узкое место» на Транссибе, дала огромный технический и экономический эффект всему железнодорожному транспорту страны. Высоко оценили работу по реконструкции не только министр Геннадий Фадеев, приезжавший пускать переменный ток на участке, но и тогдашний президент страны Борис Ельцин, приславший поздравление.

Защитив в 1996 году в Москве диссертацию по технологии перевода участка на электротягу переменного тока, Натан Фукс стал доктором технических наук. Вклад его в производство и науку был отмечен в разные годы званием заслуженного энергетика России, двумя орденами, знаком «Почётный железнодорожник».

Трудовой и творческий путь этого незаурядного человека был прерван в 1997 году в результате бытового несчастного случая. Его нелепая смерть отозвалась болью в сердцах множества людей, знавших, высоко ценивших и поистине любивших его.

Валерий Кривоносов