04 декабря 2020 17:27

04 декабря 2020 17:27

фото: Рэм Чарский

Победу ковали все

Кипит работа и на западном, и на восточном порталах действующего Байкальского тоннеля

По итогам работы за второй квартал текущего года коллективу Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-24) присвоено первое место. К слову заметим, что за последние годы смотрители тоннелей не раз входили в лидирующую тройку или были названы абсолютными чемпионами, как и в этот раз.
По словам начальника ПЧ-24 Виктора Хлюпина, у хозяйства дистанции обширная география и практически все объекты имеют стратегическое значение, что накладывает особую ответственность 
на тех, кто занимается их текущим содержанием.

Так, на линии Тайшет – Хани дистанция контролирует участок с 549-го по 1649-й км, на линии Иркутск – Чита – с 5289-го по 5316-й км, на линии Слюдянка-2 – Порт Байкал – с 1-го по 99-й и с 72-го по 156-й км. 

Под надёжным приглядом работников дистанции находится множество искусственных сооружений: 53 тоннеля (их развёрнутая длина составляет более 60 км) и 21 противообвальная галерея. 

Говоря о своеобразии текущего момента, Виктор Валерьевич отмечает, что в 2019 году, как и прежде, продолжается «сериал» подземных толчков на севере Бурятии, правда, их магнитуда не дотягивает до прежнего буйства подземных штормов. Тем не менее этот всплеск сейсмической активности недр Байкальской рифтовой зоны работники ПЧ-24 встретили во всеоружии, благо в дистанции ещё с благополучных советских времён осталась действующая сейсмостанция. Её не только всеми правдами-неправдами сохранили, уберегли от развала и разграбления, но и усовершенствовали, модернизировали часть аппаратуры, оптимизировали методику и технологию работы сейсмостанции с учётом современных достижений в области геомониторинга и прогноза тектонических явлений.

Кадры под новый тоннель

На рассвете внедорожник «УАЗ-Патриот» берёт курс на горный перевал Дабан, на пробитый в его гранитной толще Байкальский тоннель.

– Поздравим наших работников с большой победой, заодно проведём внезапную проверку, – улыбается заместитель начальника ПЧ-24 по кадрам и социальным вопросам Юлия Суходубенко.

Преодолев без малого сотню километров по ухабистой, местами тянущейся зубодробительной гребёнкой пыльной горной дороге (хорошо бы её заасфальтировать, но это, наверное, несбыточная мечта всех северян), прибываем на западный портал действующего Байкальского тоннеля. 

Здесь вовсю кипит работа: энергетики занимаются техническим ремонтом кабельных линий тоннеля и транспортно-дренажной штольни, два звена тоннельных рабочих вместе с машинистами шахтных электровозов вырубают острыми мачете лесной подрост в охранной зоне.

В задорном, сноровистом отряде «мачетерос» в основном молодёжь: как поясняет Юлия Александровна, часть новых работников была принята совсем недавно, под новый Байкальский тоннель, сдача которого ожидается в декабре. Под новый тоннель утверждённого и введённого штата ещё нет, укомплектовываются действующие вакансии. Так что пока, до пускового новогодья, машинисты электровозов и прочие специалисты пройдут обкатку на разных работах в действующем подземном коридоре и его припортальных окрестностях.

Если сейчас на текущем содержании действующего тоннеля занято 48 человек, то на новом потребуется уже больший штат – порядка 78 «штыков».

За чистоту и порядок 

Опытному ремонтнику искусственных сооружений (ИССО) Игорю Громову, отработавшему на подземных горизонтах более 15 лет, доверен серьёзный бензомоторный агрегат – мотокоса. Любо-дорого смотреть, как он ведёт зачистку припортальной охранной зоны, оставляя за собой чисто выбритую поверхность, свободную от травы и кустарника. Единственное, что огорчает седовласого косаря, – часто приходится менять режущую леску, ибо в густой растительности порой трудно заметить затаившийся булыжник. 

Степенная основательность и крестьянская хватка видны во всех действиях тоннельного рабочего Цыбикжапа Будаина: мачете так и сверкает молнией в его мозолистых руках. В коллективе его уважают не только за трудолюбие, ответственный подход к порученному делу, но и как многодетного отца, главу большого семейства. Шутка ли, Цыбикжап вместе с супругой Оюной, электромонтёром ШЧ-13, воспитывают девятерых детей! В дружной железнодорожной семье пятеро своих детей и четверо приёмных, над которыми чета оформила опекунство. Разумеется, все ребятишки для них давно уже стали родными…

Заметим, что Цыбикжап сам рос в многодетной семье и потому считает: чем больше детей, тем лучше, ибо это прямые инвестиции в будущее. 

Между тем из тоннеля на поверхность выходит освобождённый бригадир Андрей Вильсон: он проверял работу ночного обходчика Андрея Добрынина, сдавшего смену коллеге, обходчику пути и искусственных сооружений Дмитрию Судакову. 

Так что верхнее строение пути в подземном коридоре – под постоянным контролем, как и состояние обделки тоннеля, контактной сети, оповестительно-звуковой сигнализации, системы пожаротушения и безопасности, комплект пожарного инвентаря, оборудование СЦБ и средства связи.

Обходчик также должен следить за чистотой и порядком в людских нишах и путевых камерах, исправностью дверей сбоек и видимостью пикетных табличек и стометровых знаков.

По словам бригадира, из последних 154 замечаний касательно обделки, освещения и так называемого капежа устранены все. Также среди замечаний превалируют случаи обнаружения сломанных подкладок и оборванных рельсовых соединителей. По мнению моего собеседника, после ввода нового тоннеля в старом начнётся масштабная реконструкция: вся его начинка будет заменена на новую, современную.

На ремонте верхних блоков галерей

Попрощавшись с новыми знакомыми, едем на восток, на 1024-й км – там сейчас на противолавинной галерее № 2 трудятся два звена во главе с исполняющим обязанности освобождённого бригадира пути и ИССО Владимиром Галимовым. На место мы прибыли в аккурат к окончанию походного обеда: отдохнувшие тоннельщики с новыми силами берутся за электроперфораторы, болгарки и мастерки. Одни, согласно технологической карте № 41,1, занимаются ремонтом верхних блоков галерей, другие по технологической карте № 55 штукатурят повреждённые места на боковых плитах этого грандиозного сооружения, призванного защищать железнодорожный путь от атак снежных лавин, камнепадов и селей.

Заметим, что с недавних пор чуть повыше этой весьма протяжённой цепи противолавинных галерей были отсыпаны и громадные дамбы из скальника: отныне они будут стоять в авангарде и первыми примут на себя удар стихии, примчавшейся с заоблачных горных вершин.

– Настроение боевое, есть уверенность: за десятичасовую смену управимся с поставленными задачами, – говорит Владимир Галимов. – Ну а насчёт первого места дистанции в сетевом соревновании – эта весть нас очень порадовала, теперь будем прилагать все усилия, чтобы и в дальнейшем держать высокую планку…

По данным Юлии Суходубенко, ныне подведены итоги работы коллектива дистанции за полугодие – результаты внушают оптимизм. Все важнейшие финансово-экономические показатели выполнены, а иные и перевыполнены.

Справка

Задание по планово-предупредительному ремонту выполнено на 101,7%, а производительность труда возросла на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Балльность содержания тоннелей по дистанции за первое полугодие выполнена на 104,9%. 

В этих достижениях есть и немалый вклад смотрителей Кодарского (мастер Яков Алексеев), Слюдянских (бригадир Сергей Вардугин), Северомуйского (начальник участка № 3 Виктор Бирюков), 

Мысовых (мастер Денис Черепанов) и Коршуновских тоннелей (мастер Андрей Гайворонский).
Рэм Чарский