31 октября 2020 18:30

31 октября 2020 18:30

фото: Архив совета ветеранов станции Черемхово

Станции его передовой

Ветерану Восточно-Сибирской магистрали Петру Самойловичу Белоусову – 100 лет.
Он – один из немногих в нашей стране долгожителей, родившихся в то время, когда в России вовсю полыхала гражданская война. Рос в семье без отца в сибирской глубинке под названием Верхняя Голуметь. В его памяти запечатлено многое из того, что имело отношение к коллективизации в деревне и промышленной индустрии.

Наверное, из него получился бы прекрасный аграрий. Но всё же больше пришлась к лицу железнодорожная форма. Чтобы стать работником «чугунки», 17-летним парнем устроился на станцию Черемхово, где и обрёл точку опоры для своей судьбы на целых 44 года.

Сначала был определён младшим, а затем старшим стрелочником.

Подростка, познавшего нелёгкий труд сельчанина, работа не пугала. Трудился справно. Это и стало поводом для того, чтобы руководство станции направило его в школу военных техников в Иркутске. После учёбы он оказался на станции Мальта дежурным. В этой должности встретил начало Великой Отечественной. К обычным обязанностям прибавились хлопоты с отправкой воинских эшелонов с солдатами и офицерами на фронт. А в 1942-м и сам оказался на линии фронта. Был призван в  эксплуатационную железнодорожную часть. В составе спецформирования прошёл всю войну.

– Наше подразделение было укомплектовано работниками ВСЖД, в том числе специалистами станции Черемхово. Самыми опытными, – вспоминает Пётр Самойлович. – Выполняя поставленные задачи, восстанавливали железнодорожную инфраструктуру на территории, освобождаемой от захватчиков, обеспечивали разгрузку всего, что поступало на передовую линию фронта, ремонтировали повреждённый подвижной состав, отправляли в тыл порожние вагоны и санитарные поезда... 

Подготавливали составы и для этапирования взятых в плен солдат и офицеров противника. На его глазах был случай, когда один из эшелонов с пленными попал под удар фашисткой авиации.

Места дислокации подразделения в основном приходились на станции и тупики. Наиболее крупные из них были в Подмосковье, на железнодорожной ветке вдоль берега Ладожского озера и железных дорогах Эстонии, Литвы, Польши. Приходилось в одном лице исполнять обязанности начальника станции и коменданта.

До передовой нередко оставалось 10–15 километров. Обстрелы были постоянными. С земли доставала вражеская артиллерия, с неба осыпали бомбами бомбардировщики с крестами. Нередко бомбёжки, по воспоминаниям Петра Самойловича, случались в ночное время. Перед глазами у него до сих пор возникают разлетающиеся в щепу охваченные огнём вагоны, искорёженные паровозы, руины станционных объектов. После каждого налёта нужно было закапывать воронки, восстанавливать пути, освобождать от разбитой железнодорожной и военной техники станцию, хоронить погибших.

Первая бомбёжка была под Москвой. От самолётов противника тогда отбивались шестиствольными зенитными пулемётами. Здесь был ранен. Но в госпиталь не лёг.

Часто приходилось отправлять в тыл раненных бойцов. Их подвозили с передовой для размещения в санитарных поездах. Бывало, что раненые доставлялись самолётами, садившимися прямо на пристанционных площадях. Удивительным для него было то, что за штурвалами таких крылатых машин сидели женщины.

Часто Пётр Самойлович воскрешает запавший в его память эпизод, связанный со строительством деревянного моста через Вислу:

– Переправу мы построили на 18 суток раньше установленного срока. А затем мне пришлось совершать по ней поездки в паровозе с составами по 5–6 вагонов. Нас бомбят, мост скрипит, а мы под покровом поставленной дымовой завесы переправляем танки и артиллерию.

Вернувшись с войны, продолжил железнодорожную жизнь. На станции Черемхово работал в должности маневрового диспетчера, старшего помощника начальника станции. 30 лет посвятил Касьяновке как заместитель начальника станции и её начальник. На трудовом фронте заслужил медали «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие».

Сегодня продолжает активно интересоваться делами этих станций, да и всей ВСЖД. Вниманием не обделён. Регулярно его проведывают представители совета ветеранов станции во главе с его председателем Любовью  Тютриной, учащиеся школ Черемхова.

Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30