Октябрьская магистраль

7 полоса

Вопрос дня

– Лет десять назад потерял деньги в финансовой пирамиде, а сейчас на электронную почту пришло письмо из Центрального банка о том, что мне положена компенсация потерянных денег. Жена говорит, что это мошенники. Она права?
– Совершенно верно, это одна из схем обмана: мошенники предлагают компенсировать ущерб людям, которые уже пострадали. Однако они ничего не возмещают, а лишь выманивают данные банковских карт и крадут с них деньги.

По данным Банка России, количество несанкционированных операций при оплате товаров и услуг растёт. Большая часть хищений происходит с использованием методов социальной инженерии, – злоумышленники вводят клиентов банков в заблуждение, убеждают раскрыть конфиденциальные данные платёжной карты. Доля возвращённых средств невелика, так как клиенты чаще всего сами выдают злоумышленникам данные для доступа к картам. В таких случаях банки ничего не компенсируют.

Мошенники могут действовать якобы от имени банков, госструктур, Центрального банка, могут прислать поддельное решение Верховного суда, однако эти люди не имеют ничего общего с этими организациями. Повод для «выплат» может быть любым: от возмещения полученного ущерба по результатам деятельности нелегального участника финансового рынка до компенсации медицинских расходов.

Откуда же мошенники берут персональные данные, чтобы показать жертве свою осведомлённость? Для этого они, например, изучают информацию в открытых источниках, в социальных сетях, анализируют жалобы пострадавших в Интернете, используют базы данных со спис­ками бывших участников финансовых пирамид. Опираясь на эти сведения, они рассылают письма по электронной почте или звонят с предложением возмещения полученного ущерба. В дополнение злоумышленники могут запустить рекламу в Интернете с поддельными отзывами людей, которые якобы уже получили компенсацию.

После убеждений в том, что пострадавшему положена крупная сумма возмещения, мошенники могут продолжать оказывать на него моральное давление, например, уверяя, что получить выплату можно только после оплаты «налога», «гос­пошлины» или «юридических услуг». Для удобства в письме будет указан номер счёта для оплаты. Или же будет ссылка, ведущая на фишинговый сайт, с по­мощью которого мошенники выуживают конфиденциальные данные. Как только пользователь вводит на нём данные банковской карты, преступники получают доступ к счёту и похищают деньги.

Чтобы не стать жертвой мошенников, всегда проверяйте информацию. Если вам пишут от имени якобы Центрального банка, помните, что Банк России – это регулятор, он не работает с физическими лицами, не рассылает подобных писем, персональные данные не запрашивает.

Если вы в чём-то сомневаетесь и у вас возникли вопросы, можно позвонить по номеру «горячей линии» Банка России 8-800-300-3000. В мобильном приложении «ЦБ онлайн» можно обратиться к специалистам Банка России за консультацией о финансовых продуктах и услугах, порядке действий в сложной ситуации, а также проверить финансовую организацию на наличие лицензии.

Если компенсацию предлагают от имени какого-либо ведомства, позвоните туда и уточните информацию. В любом случае не спешите переводить деньги неизвестным получателям, сначала перепроверьте полученную информацию. Никогда не переходите по ссылкам из писем неизвестных отправителей.

Не стоит публиковать в открытом доступе в социальных сетях свои персональные данные, так вы помогаете мошенникам.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». 

Евгений Алексеенко,
начальник Управления безопасности
Северо-Западного главного управления Банка России

< Назад в выпуск газеты